Ничего особенного в жизни Игната как будто и не было, и все - таки если рассказывать о молодых сталеварах «Электростали», то прежде всего надо рассказать именно об Игнате Масальском. Это его комсомольско - молодежная бригада решила провести в честь праздника юности - Московского фестиваля - двести двадцать скоростных плавок, дать двадцать пять плавок сверх плана, сэкономить сорок тысяч киловатт - часов электроэнергии...
Игнат хорошо помнит тот день, когда вместе со своими белорусскими товарищами он вышел из вагона на станционный перрон. «Электросталь» встретила их приглушенным гулом, лязгом железа, пыхтением и свистками паровозов. Ребята шагали молча, с любопытством поглядывая на громады корпусов. По мостовой, громыхая и подпрыгивая на булыжниках, шли машины.
- Пополнению физкультпривет! - перегнувшись через борт грузовика, весело прокричал паренек в брезентовой куртке. - До скорого!...
В приемной комиссии школы ФЗО белокурая девушка, приветливо улыбаясь, спросила у Игната, какой профессии решил он посвятить свою молодую жизнь.
- Токарем, - кашлянув, сказал Игнат, - хочу быть токарем.
- У нас готовят сталеваров, кузнецов, прокатчиков.
- Какой из меня сталевар! - усмехнулся Игнат. - Видно, уезжать мне отсюда придется...
Он не хотел быть ни сталеваром, ни прокатчиком и имел весьма смутное представление об этих профессиях. Он мечтал о работе на станке. Но земляки стали уговаривать:
- Брось, Игнат, оставайся, куда ты поедешь один?
Игнат задумался: куда, действительно, ехать одному? И решил остаться.
Здесь, в цехах завода, плавили металл самых высоких марок - твердый, как алмаз, никогда не тускнеющий, выдерживающий громадные нагрузки при больших температурах... Ребята учились, часто бывали в цехах и, возвращаясь в общежитие, долго говорили о заводе, спорили, мечтали о предстоящей работе. Их волновало все: и солнечное сияние жидкой стали, и голубые сполохи электрических дуг, и змейки огненных полос у прокатных станов.
И только Игнат был молчалив и на вопросы товарищей, пожимая плечами, отвечал однообразно и скупо:
- Ничего. Интересно. Нравится.
Первые месяцы после окончания школы Игнат работал подручным у Александра Сергеевича Молева. Это был не только опытный сталевар, но и отличный педагог. Он дал своему молодому помощнику первые практические уроки сталеварения.
Казалось, Игната увлекла работа на печи. Юноша внимательно слушал объяснения, выполнял каждую операцию аккуратно и быстро. Молеву нравился этот широкоплечий, молчаливый парень с карими глазами, смотревшими из - под нахмуренных бровей спокойно и немного грустно.
Но, встречаясь с земляками, Игнат все так же говорил:
- Ничего, нравится.
Прошел год, второй. По примеру товарищей Игнат начал посещать школу рабочей молодежи.
Он уже завоевал доверие мастеров и все чаще подменял сталевара. Ему приходилось проводить и опытные плавки.
И вот началась наконец самостоятельная работа на печи. Игнат стал во главе комсомольско - молодежной бригады.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из записной книжки фельетониста