Приветствуя день восходящий

Людмила Барыкина| опубликовано в номере №1274, июнь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дом его стоит по-прежнему на тихой старой улочке Малоярославца, выглядывает из сиреневого палисада тремя уютными, посаженными близко друг к другу окошками. А войдешь в калитку, сделаешь несколько шагов – и на левой торцевой стороне избы увидишь еще оконце (с улицы его не приметить) в резном расписном обрамлении. Солнце, звезды, месяц образуют незамысловатый орнамент. Синий, красный, желтый – чистые цвета простой раскраски...

Тепло станет на душе, и невольно улыбнешься задумке хозяина – спрятал окошко от суетливых взглядов прохожих. И то правда, скользнут по фасаду один раз, другой, десятый и привыкнут глаза к затейливой резьбе, примелькается она. А тут каждый раз чудо. Может, строитель и хозяин дома художник Афанасий Куликов не думал об этом. Но факт остается фактом – это-то оконце лучше всех объяснений подскажет чувству, что жил здесь художник необыкновенный. Обаяние и своеобразие его творчества открываешь для себя так же неожиданно, как это оконце, когда знакомишься с праздничным, ярким миром его лубков.

Имя Афанасия Куликова нельзя назвать новым. Художник был известен в 30 – 40-х годах работами на исторические темы. Так, выполненная им вместе с Г. Н. Гореловым диорама «Бой у Чонгарского моста» стала частью живописной эпопеи «Штурм Перекопа». Над воссозданием героических событий по овладению Перекопом А. Е. Куликов работал рука об руку с такими известными советскими мастерами, как Г. К. Савицкий, Б. В. Иогансон, В. П. Ефанов, П. П. Соколов-Скаля и другими. Имя Куликова в этот период было известно и связано в основном с работой в больших коллективах над картинами исторического жанра. И все-таки мы говорим об открытии. Об открытии, быть может, самой яркой и самобытной стороны творчества этого художника, которая связана с созданием русского советского лубка.

С первых дней Октября сын крестьянина-бедняка Афанасий Куликов стал пропагандировать мероприятия революционного правительства. В архиве художника чудом сохранился уникальный журнал «Путь освобождения», издание культурно просветительного отдела Московского Совета Солдатских Депутатов. Редакционная коллегия журнала сразу же объявила, что «постарается привлечь в ряды своих сотрудников тех публицистов, художников и писателей из народа, которым старый режим не давал возможности обнаружить свои таланты». Среди сотрудников этого издания названы такие имена, как В. Брюсов, А: Бенуа, М.Горький, И.Грабарь, К. Коровин, П. Кончаповский, К. Петров-Водкин, А. Толстой, С. Эрьзя и другие. А, в одном из номеров, где помещены лубки «Крещение революцией» и «Городская картинка», автор их – художник А.Куликов – назван солдатом. Дело в том, что в 1917 году его, рядового пехотного полка, стоявшего в Москве, отозвали для работы в художественной секции культотдела Московского Совета Солдатских Депутатов. Его творчество сразу заметили и оценили известные московские художники. В это время им созданы сразу ставшие популярными лубки «Горе земли-матери», «Рекрутская песня», «Кто забыл свой долг перед Родиной», «Бедный Макар». Листы Куликова наглядно показывали, что нес народу самодержавный строй, как налаживается новая жизнь после свержения царизма. Выдержанные в стиле народных картинок, выполненные, по собственному определению художника, «манерой, свойственной мне с детства и отвечающей моему настроению», лубки были понятны и близки солдату, рабочему и крестьянину. И настроение художника совпадало с настроем всего трудящегося народа. Бой, праздник и труд – энергичные ритмы времени четко и органично влились в многоярусные композиции ярких «настенных картин».

Тексты подписей Афанасий Куликов сочинял сам.

Мы с тобой родные братья:

Я – рабочий, ты – мужик.

Наши крепкие объятья –

Смерть и гибель для владык.

Художник понимал, что вдохнуть жизнь, новые идеи в лубочное искусство, закончившее свою славную историю еще в Х\ЛП веке, можно было, лишь открыв новый подход к популярной некогда старинной печатной картинке. И художник находит его, обратившись к народному творчеству, к знакомым с детства, ставшим частью индивидуального почерка приемам, к представлениям о прекрасном, сложившимся в многовековой народной традиции. Он оказался на верном пути и быстрыми темпами стал совершенствовать свое мастерство.

Талант, выдумка, острая наблюдательность, точный, виртуозный, уверенный рисунок, музыкальность линии и композиции, неожиданность, изобретательность сюжетов, искренность и неподдельная праздничность мироощущения, чуткость ко всему свежему – все это сделало лубочные картины Афанасия Куликова подлинными произведениями искусства, необходимыми народу предметами, украшавшими быт простого человека. Его «картинки» сразу же уходили в народ. Малограмотный крестьянин, тянувшийся к новому, вез домой из города картинку, на которой все действующие лица вроде бы давным-давно ему знакомы: «Чем черт не шутит, когда бог спит». Вешал ее в «красном» углу, рядом с иконами. Неторопливо рассмотрев картинку, он видел: солдаты стреляют друг в друга и умирают, а купцы в кабаках пьянствуют; буржуи прогуливаются с приятными дамами по проспекту, играют на скачках; на биржах столпились безработные; на глухой лесной дороге разбойники грабят мужика с подводой. А в это время помазанник божий восседает на троне; рядом поп и жандарм; подданные согнулись в три погибели в поклоне, а в ногах

знаменитый «институт» самодержавия – тюрьма. Это когда бог спит. А когда бог проснется... Здесь художник изобразил народное вече. Под плакатом, на котором начертано «Свобода», мужики собрались, толкуют о новой жизни. Подпись гласит: «Не любо – не слушай, а правду говорить не мешай». На тучных нивах пасутся стада, плотники отделывают новые избы, нарядные девицы водят хороводы...

Покупал крестьянин и лубок-частушку:

Нет теперь такой кручины,

Чтобы слепнуть от лучины.

Сядь за пряжей-выческой

С лампой электрической.

Лубки Афанасия Куликова рассказывают о всех мероприятиях Советской власти – с первых декретов о мире и земле, разъясняя политику партии и правительства в деревне. Лубок призывает: «Всей школой освободимся от грязи!». Агитирует за займы: «Лишний рубль на займы, даешь трактор и комбайны!». Разоблачает кулака, призывает крестьянина к вступлению в колхоз: «Егор да Лука! Добивай кулака – займом, колхозом, красным обозом!».

В работах Афанасия Куликова мы находим все приметы времени, «злободневные» детали, подробности – детекторный приемник и трактор, красный платок и обмотки... И в то же время ярмарку, карусель, народный костюм, традиционные для миниатюры большие фантастические цветы, раскрашенные звучными красками, сказочную архитектуру. И все это гармонично уживается друг с другом. И еще одно достоинство листов Куликова в том, что они очаровывают особым крестьянским взглядом на окружающий художника мир. Хотя Афанасий Куликов учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, жил и работал в городе Малоярославце, его пристрастия, вкусы да и сам жизненный уклад – деревенское хозяйство, большая семья (семеро детей) – все было связано с крестьянством.

Художник с полным правом мог бы сказать о себе словами Сергея Есенина: «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены