Чародеи ритма

Елена Ткач| опубликовано в номере №1424, сентябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Клуб «Музыка с тобой»

Ритм жизни — ритм танца — ритм фразы. «Ритмы планеты». Хореографический ансамбль образован в 1978 году на базе Тульской филармонии. Руководитель — заслуженный артист РСФСР Борис Санкин. Менее чем за 10 лет — международные фестивали, турне по Италии, Испании, Индии, ГДР, ЧССР, Польше, Вьетнаму, восторги прессы и эмоции импресарио. Ансамбль объездил всю страну, участвовал в съемках доброго десятка фильмов, среди них «Бедная Маша», «Карнавал», «Поэма о крыльях». Ну, и, конечно, музыкальные программы ТВ.

А что стоит за этим информативным перечнем? В чем суть художественной программы коллектива?

— Наша специфика — это синтез, — утверждает Борис Санкин. — У нас представлены все направления современной хореографии: народный танец, эстрадный, элементы классического танца и акробатики. Любой зритель, пришедший к нам, может найти для себя что-то интересное.

Обычно концерт состоит из двух отделений. В первом — танцы народов мира, близкие к своей фольклорной первооснове, во втором национальная лексика более стилизована, острые ритмы, современные интонации. В репертуаре самые разнообразные танцы: индийский, кубинский, испанский, африканский, русский, цыганский...

— Прежде чем поставить что-либо, мы начинаем изучать национальный фольклор, школу танца, его традиции. И только затем ставим номер. Во всех номерах должен присутствовать особый почерк, присущий только нам, свой стиль...

Борис Санкин задался целью воспитать в своем коллективе «синтетического танцовщика», который должен уметь все (что осложняется неравноценной профессиональной подготовленностью артистов: все они пришли сюда из самых разных ансамблей и не владеют единой школой). Санкин — принципиальный противник узкой специализации в хореографии. Универсальность, полная свобода владения своим телом, «разговор» на всех танцевальных языках, многожанровость, разноязыкость пластики — вот цель.

Итак, танцовщик, который умеет все!

— Наши артисты справляются с любой задачей, которую я им предложу. Каждая танцевальная система в какой-то степени ограничена и обладает некой уязвимостью. Так, классический танцовщик, на мой взгляд, несколько зажат: ведь основа классики — прямая спина; эстрадник же чересчур расхлябан. Чтобы воспитать разносторонне подготовленного артиста, нужна особая методика преподавания.

Итак, универсал. Как это достигается? Как над этим работают?

День выстраивается примерно так... В 10 утра — разминка 45 минут, это чаще всего классический станок. Затем — джаз. Надо сказать, что методика классического и джаз-танца принципиально различна. В классике все движения строятся вокруг центральной вертикальной оси человеческого тела, словно его пронзает острая прямая спица. Первооснова джаза — «расчлененность» частей тела, которые танцовщик ощущает как бы отдельно друг от друга. В классике — единство, в джазе — дробность. В ансамбле «Ритмы планеты» эти пластические антиподы сосуществуют, дополняют друг друга. Вслед за классикой и джазом сегодня может быть каратэ, завтра — занятия гимнастикой по системе йогов, а послезавтра — акробатика. Затем «чистка», отделка номеров текущей программы и постановка новых. И так почти целый день. А вечером концерт. И все это на колесах, ведь ансамбль — коллектив гастрольный, и дома «универсалы» бывают считанные дни. Дисциплина очень жесткая. Ритм жизни еще жестче. Не каждый выдерживает такую нагрузку. Работать здесь крайне трудно, и это мнение не дилетанта — профессионала.

А как весело жить в ритме азарта! Чувствовать, что тело твое тебе полностью подвластно, ощущать его живую эластичность, силу, динамику и точность жеста. Сумасшедший ритм жизни они воспринимают как счастье, как единственно возможный для себя путь.

— Я все могу простить человеку, если есть в нем главное, а для меня это главное — трудолюбие и беззаветная преданность коллективу...

Спорно? Еще как! Но профессионалу в любой профессии такая позиция, думаю, понятна.

— Современный руководитель — это человек, ни на шаг не отстающий от нового. Новое в современной хореографии — это синтез острых музыкальных ритмов, пантомимы, акробатики и танца. Я знаю, что молодежи нравятся модные танцы. Поэтому я буду следовать за самым последним словом современной эстрадной музыки и искать образ ее хореографических воплощений.

Очевидно, коллектив сугубо молодежный?

— Это не так. По возрастному составу наш ансамбль молодежным назвать теперь уже трудновато... Что же касается адреса — убедился на практике постоянных поездок по стране, — зрительский состав наших концертов молодежный только наполовину. Стиль «диско» интересен не только юным, взрослые люди порой реагируют на наши выступления не менее бурно. Письма пишут, благодарят: «После вас так радостно, весело жить, получаем заряд оптимизма на всю неделю!..»

Принципиальная приверженность моде? «Ритмы планеты» можно назвать своеобразным ателье мод современной хореографии, хотя некоторые «модели» повторяют стилеобразующие мотивы западных танцевальных модельеров и не всегда отличаются оригинальностью пластического рисунка... Но ателье не претендует на роль эстетического законодателя и первооткрывателя мод. А вот свежее ощущение современности линий, чувство пластики, формы, красочная зрелищность шоу интернациональных эстрадных номеров-моделей... Тут ему равных нет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Что происходит с климатом?

Наука — техника — прогресс