Однажды группе наших сотрудников, — продолжает Маргарита Михайловна, — довелось побывать в текстильном профтехучилище города Камышина. Там по комнатам общежития, где жили в основном девушки из близлежащих сел, «ходил» роман волжского писателя Б. Ярочкина «Незаконный». Главная героиня этой книги, кстати, библиотекарь. Сделав значительное усилие над собой, я прочла эту сентиментальную, безвкусную, изложенную вполне в духе бульварных романов историю любви бедной брошенной девушки, рождения ею незаконного (!) — слово-то какое — ребенка. Разумеется, автор не избежал сладкого «хеппи-энда», в котором у героини появляются, несмотря на ее «падение», сразу два жениха.
А девушки «Незаконным» зачитывались, даже плакали над ним. И некому было объяснить им, что книга эта довольно дурного тона. В беседах мы узнали, что роман Ярочкина попал в общежитие случайно и увлеклись им за неимением лучшего — библиотека ПТУ была закрыта. Девочки рассказали, что мечтают прочитать «Анну Каренину». Но где взять эту книгу? В массовую библиотеку их не записывают — это вообще бич всех, кто приезжает на учебу и работу из других городов и живет без прописки, — они могут пользоваться только своими ведомственными библиотеками.
В результате обследования социологами отдела было опрошено более тысячи трехсот подростков в разных городах России — школьников, учащихся техникумов и ПТУ. Важно было выяснить, что представляют собой реальные читательские интересы.
Ребятам задавали вопрос: «Представьте себе, что вам надо подготовить доклад или сочинение. К кому обратитесь вы за помощью в подборе литературы? К учителю, библиотекарю, родителям или предпочтете действовать самостоятельно?» Большинство высказалось в пользу библиотекарей. На втором месте у ребят авторитет преподавателя. И только на третьем, и то среди школьников, — родители.
Действительно, когда речь заходит о деловом или маргинальном чтении, молодежь предпочитает обращаться за советом к библиотекарю. Анкеты показали, что к его рекомендациям прислушивался каждый четвертый читатель. А вот что касается анализа «чтения одного дня», чтения свободного, незапрограммированного и, как правило, никем не направляемого, то здесь рекомендуемая библиотекарем литература составляла менее десяти процентов того, что читали в этот день опрошенные.
По данным статистики, молодой человек тратит на чтение в среднем два с половиной часа свободного времени в день. Но уходит оно в основном на деловое чтение. Грустно, что к этой категории многие молодые относят и всю русскую классику. Видимо, отношение к классическому наследию изрядно подпорчено в школе.
И сегодняшний реальный читатель предпочитает читать, лежа дома, на диване, Жапризо или Дюма, а не склоняться в читальном зале массовой библиотеки над Тургеневым и «Страданиями юного Вертера». Нравится нам это или нет, а Дюма и Конан Доил по-прежнему остаются для юношества самым популярным чтивом. В кругу чтения молодежи различно и соотношение реального и желаемого. Десятки подростков хотели бы прочитать, например, «Мастера и Маргариту» Булгакова, но где ее взять, не представляют. Дефицитные книги становятся мечтой, за ними «гоняются», переплачивают книжным маклерам. Содержание их передается «из уст в уста» иногда просто в катастрофически искаженном виде. За последнее десятилетие увеличился интерес к зарубежной литературе, чему немало содействовали многосерийные телефильмы. С удовольствием читают Мопассана, Золя, Бальзака, тем более что их произведения почти всегда можно найти на библиотечных полках. Ну, а книги «редкостные» — Цветаева и Мандельштам, шведский детектив и Азимов — добываются в основном посредством внебиблиотечного частного обмена. Несмотря на высокий потенциальный авторитет библиотекаря, сегодня он влияет на выбор подростком книг весьма незначительно. И вряд ли многие библиотекари могут похвастаться тем, что с их легкой руки семнадцатилетний паренек стал зачитываться Аксаковым или Григоровичем.
Кстати, о дефиците. Заведующая отделом профориентации юношеской библиотеки кандидат педагогических наук Тамара Петровна Соловьева рассказывала, как довелось ей познакомиться с типичными трудными подростками. Книг эти ребята особенно не читали, учились кое-как, ни в одной из библиотек никогда записаны не были.
— Что мы там не видели? Пушкин у нас у самих дома есть, а за Дрюоном или Стругацкими надо полгода в очереди стоять!
— Ничего подобного! — возразила Тамара Петровна. — Даю вам честное слово, если вы сейчас пойдете со мной и запишетесь в нашу библиотеку, то получите там любую книгу. Именно любую. Какую захотите.
«Трудные» пошли с недоверием, получили книги, о которых давно мечтали или были наслышаны от друзей, прочитали, пришли за новыми и стали постоянными читателями. И пусть не заподозрят меня в прекраснодушии («Неужели сразу исправились?!») — воздействие настоящей книги на молодой ум ошеломляюще велико. Метаморфоза, производимая высокой литературой в душевном строе подростка, может сравниться, пожалуй, только с озарением любви.
Одно из безусловных достоинств юношеской библиотеки в том, что она не просто четко выдает книги или развлекает своего читателя с помощью клубов по интересам, диспутов, встреч с интересными людьми, но и формирует эстетический и нравственный вкус, влияет на его мировоззрение. Здесь не только дают исчерпывающую информацию о выпускаемой в стране, да и во всем мире литературе. Здесь по-новому открывают для подростка то прекрасное и подлинное, мимо которого невозвратимо можно пройти в жизни.
Организованная библиотекой выставка «Воспитание души» открыла юным читателям нравственные искания молодежи в произведениях русских писателей XIX века. Показала им, может быть, впервые замечательных русских мастеров не традиционно хрестоматийными, а страстными, ищущими, живущими тревогами и чаяниями своей непростой эпохи.
Бесспорно, библиотека может еще полнее осуществлять свои досуговые функции. Можно еще чаще приглашать в гости популярных писателей и актеров, расширить дискотеку, выдавать еще больше слайдов, нот, диапозитивов, пластинок, создать ви-деотеку (это, кстати, входит в планы на будущее), но разве сможет что-нибудь заменить радость общения с настоящей книгой?
Одна из важнейших граней в работе республиканской юношеской — постоянная помощь своим филиалам, многолетнее шефство над библиотеками ударных комсомольских строек, учебных заведений, совхозов, детских домов — фонды их комплектуются лучшими книгами. Оторванный волею обстоятельств от «большой культуры», порой не имеющий достаточного опыта, провинциальный библиотекарь имеет в лице Библиотеки наставника, у которого всегда можно попросить помощи и совета. И получить их (вместе с новыми книгами), как говорится, из первых рук. Ведь сотрудники библиотеки легки на подъем, много ездят, знают состояние библиотечного дела отнюдь не понаслышке, не по справкам и отчетам. Библиотека уже давно стала признанным авторитетом как крупный научно-методический центр.
— ...Конечно, формировать круг чтения юношества должен прежде всего библиотекарь. А для этого ему самому надо быть настоящим «книжником», высокообразованным человеком. Он должен уметь общаться, находить психологический контакт со своими читателями, — считает Ирина Викторовна. — Нет этого, и возникают ножницы между возросшим интеллектуальным уровнем читателя и невысоким уровнем библиотекаря. Осуществляемая нами совместно с многими министерствами, ведомствами и ЦК ВЛКСМ программа «Книга, библиотека и комплексное воспитание молодежи» не только объединит усилия в издании, пропаганде и распространении книг, определит главные направления идейно-воспитательной работы с молодежью, но и поможет решить проблему подготовки кадров молодых библиотекарей, способных направлять процесс молодежного чтения.
Многие сотрудники библиотеки пришли сюда девчонками, здесь росли, учились, окончили институт, стали асами в своем деле. Прошу Ирину Викторовну назвать фамилии лучших. Она улыбается: «У нас все лучшие...» «Ну, тогда лучших из лучших!» И их набирается предостаточно: начальник отдела кадров Лидия Павловна Жиляева, заведующая читальным залом Ольга Адольфовна Вочкова, заведующая абонементом Ольга Глебовна Карпова, заведующая справочно-библиографическим отделом Валентина Гавриловна Краснова, заведующая научно-методическим отделом Александра Валентиновна Полякова... Много добрых слов можно сказать о каждой из них. Они единомышленники, хорошая, умная, сыгранная «команда». В этой «сыгранности» одна из причин того, что так много удалось им сделать. Предстоит же еще больше.
Совместно с исполкомом Моссовета планируется работа клуба молодой семьи «Общение». Мечтают в библиотеке открыть камерные литературную и музыкальную гостиные. Надо расширять дискотеку, создавать видеотеку, оформлять зал для диспутов, встреч, дискуссий, приема в комсомол, проводов в армию.
Уже в этом году читатели будут иметь возможность получать не только кинофотофонодокументы (их, кстати, можно брать и домой), но и микрокалькуляторы, компьютерную технику.
А ведь было время, когда смеялись над идеей сотрудников юношеской иметь в фондах пластинки и слайды... Но тогда они были первыми, а сейчас в стране создано (по образу и подобию республиканской) около ста юношеских библиотек.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Автобиографии
Наука — техника — прогресс
Что за люди сотворили эти чудные художества? И легко ли появляются на свет сказочные домики, и летучие колесницы, и скульптуры, словно живые?