«Чест праци!» - «Слава труду!» - говорят в Чехословакии при встрече и прощании. Социализм принес с собой новое отношение к труду и людям, создающим все благосостояние общества, обеспечивающим его прогресс. Из тяжелого бремени труд стал делом чести, без него не может жить настоящий человек, строитель коммунизма - самого прекрасного общества на земле! Поэтому, когда на страницах чешских и словацких газет появились сообщения о развернувшемся в СССР движении за коммунистический труд, трудящиеся Чехословакии и, конечно, в первую очередь молодежь горячо откликнулись на инициативу советских людей. «По-социалистически работать, по-социалистически жить» - под таким девизом началось соревнование за высокое звание «Бригада социалистического труда». Первые две бригады были созданы на шахте имени Вацлава Носека близ Кладно. Почин шахтеров подхватили во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства. Сейчас в стране уже несколько десятков тысяч производственных коллективов соревнуются за право называться социалистическими. Более двух с половиной тысяч бригад добились этого звания. В настоящее время движение бригад социалистического труда вступило в новый этап. По примеру советских друзей трудящиеся Чехословакии выступают с предложениями включать в соревнование целые цеха и предприятия. Об истоках этого славного движения, о том, как оно развивалось и формировало людей, написал для нашего журнала несколько небольших очерков Ян Ришка - член редколлегии молодежной газеты «Смена», издающейся в г. Братиславе.
На руке - пять пальцев, все они разные, но вместе составляют удивительную гармонию. Об этом думали Юло Барта и Эдо Талдик, когда создавали молодежный коллектив в инструментальном цехе завода «Электросвит» в городе Нове-Замки и начинали соревнование за звание бригады социалистического труда. Что значит работать и жить по-социалистически? Ведь вместо работы по-социалистически можно ограничиться лишь перевыполнением плана, а жизнь по-социалистически свести к совместному посещению театров и кино. На руке пять пальцев, и все они разные, как и парни в бригаде. Франтишек Арендаш - большой любитель театра, Штефан Глива-страстный футболист, Эдо Талдик - волейболист, а Юло Барта готов часами толкать ядро, метать диск и копье... И вот Глива, Арендаш и Ковач начали работать вожатыми пионерских отрядов в школах, а Барта и Талдик поступили в вечерний промышленный техникум. Они уговорили и остальных. Ребята пошли учиться не из-за двухсот крон прибавки к жалованью. Они захотели научить-ся понимать свои станок, уметь реконструировать его и, что гораздо важнее, захотели научиться понимать и переделывать самих себя. Человек не имеет права жить, механически выполняя лишь то, что ему предписано по должности! Поэтому Арендаш, Барта, Талдик, Ковач и Глива стали жить по правилу: «Каждый работает как новатор». Их руки работали, а ум критиковал и улучшал то, чего не успели улучшить другие. Одну из деталей, которую они изготовляли, полагалось сначала вырубать, а потом прессовать. А почему нельзя вырубать и прессовать одновременно? Маленький коллектив из пяти человек научился беречь самое ценное из того, что есть на свете, - человеческий труд. Это отразилось на всей жизни парней: в часы досуга они прилежно изучают математику и физику, но не забывают и о литературе, особенно о поэзии. Такое увлечение понятно: из учебников можно почерпнуть специальные знания, настоящую же силу духа и свободу мечтам дают только хорошие книги...
«Пьют, как бездонные бочки», - говорили все о кочующей бригаде трактористов из Чифаре. Ребята не столько заботились о машинах, сколько о выпивке. Кто-то должен был поправить дело. И вот вернулся из армии парень - Ян Надажды. Он хотел снова работать на тракторе, а ему предложили руководить бригадой.
- Работать с такими? Нет, ни за что! Но мысль об отказе натолкнулась на его комсомольское «я», такое неуступчивое, когда речь идет о чести синей книжечки - членского билета Союза молодежи.
- Ну что ж, согласен! И пошел сказать ребятам:
- Выпивок не будет! Ребята, удивленные решительностью нового бригадира;, сначала ворчали, а потом взялись за дело. Бригадир изучал своих парней. Он узнал, что они могут работать изо всех сил, выполнять любую работу, но умеют и увильнуть от нее. Поэтому Ян чутко реагирует на их настроение: раз укорит, дру-гой - похвалит, а если нужно, поможет. Шло самое трудное: перековка характеров. И, когда у Яна уже не оставалось сил, когда он не знал, что делать дальше, парни услышали:
- Ну, вот что, ребята, или я пойду к черту, или водка! К черту послали водку и халтуру. И вот пошла вверх кривая выполнения плана и собственного роста трактористов. Название «Чифаре» стало появляться в газетах:
- Чифаре вызывают на соревнование!
- Чифаре впереди!
- Чифаре празднуют Новый год осенью! В чем секрет их успеха? Хорошие машины и умелые руки, внимательные глаза и острый ум. Зачем возиться с одной сеялкой, когда трактор прекрасно потянет сразу несколько! Ребята настойчиво искали, как лучше использовать лошадиные силы моторов, какое количество навесных орудий даст наибольший эффект... Все это позволило им сэкономить за год 20 тысяч литров горючего. Это 110 тысяч крон. Когда одного из них, Ондрея Леловского, врач «запер» в больнице, запрещение работать огорчило его больше, чем болезнь. А когда Ондрея выписали, он первым пришел на поле и последним вернулся домой. «Сколько ты прополол?» «Двадцать семь...». «Двадцать семь гектаров? Не води нас за нос!» «Зачем? Двадцать семь!» Это был рекорд. В начале июня Ян Надажды заявил: полугодовой план мы выполнили. И на мотоцикле отправился в окрестные кооперативы искать работу: ведь не могут же сидеть сложа руки члены первой в сельском хозяйстве Словакии бригады социалистического труда!
Шумят машины, накручивая нити - тысячи, сотни тысяч километров тонких нитей. Девушка внимательно следит за станками: она обслуживает 760 веретен. А ведь еще недавно она-девочка с длинными густыми косами - пасла на лугу коров-рыжую Малину и пеструю Ягоду. Тогда она еще ничего не знала о веретенах. Ее мать, вдова Боднарова, работала, не жалея сил. Ведь надо было прокормить и одеть четверых детей. Пятнадцатилетняя Анка была старшей. Однажды Анка в последний раз поела материнских картофельных лепешек и с маленькой сумочкой ушла в Рыбарполе, работать на текстильной фабрике имени В. И. Ленина. Сначала она чувствовала себя там, как пересаженное деревце, - все было для нее ново и чуждо: гудели машины, сновали люди. Постепенно девушка привыкла, и ее мать стала получать письма и деньги. Через несколько месяцев приехала и сама Анна.
- Останешься дома, - сказала ей мать. Оказывается, двоюродные сестры Гусаровы ушли с фабрики и замутили воду в деревне: мол, на фабрике легкие забиваются пылью, начинаются болезни, а зачем деньги, если потеряно здоровье! Анка только посмеивалась, но когда мать заявила, что дочка останется дома - и баста, она испугалась. Вечером Анка исчезла. А через несколько дней пришло письмо: «Не сердись, мама, я не могла поступить иначе». Анна Боднарова стала работать вместе с трудолюбивыми и умными девчатами, которых подобрала в свой молодежный коллектив Эмилия Окулиарова. Он прославился тем, что первым на фабрике начал соревноваться за звание бригады социалистического труда и первым завоевал его. Но в прядильном цехе, где трудилась бригада Окулиаровой, были и коллективы, работавшие из рук вон плохо. В газетах писали о советской ткачихе Валентине Гагановой. Ее имя все чаще вспоминали и в бригаде Окулиаровой. Марка Филекова и Анка Боднарова решили последовать примеру Гагановой. Эмилия Окулиарова поддерживала их, хотя понимала, что бригада потеряет двух лучших работниц. Анку одолевали сомнения. Ну кто знает, поймут ли ее в новой бригаде, да кроме того, дома нужны деньги. Кто знает, каким будет у нее заработок, ведь машины в той бригаде запущены! Недоверчиво встретили девушку в новой бригаде. Но когда увидели, как слушаются машины Анку, когда поняли, что Анка хочет всех научить работать так же, настроение стало меняться. Прошло меньше месяца, но и этого было достаточно для того, чтобы новый коллектив - шесть прядильщиц - вступил в соревнование за высокое звание бригады социалистического труда. А когда зашла речь о бригадире, все единогласно предложили кандидатуру Анки Бодна-ровой. Примеры трудового героизма советской молодежи, документы Коммунистической партии Советского Союза и особенно ее новая Программа, воодушевляют чехословацкую молодежь, ведут ее к новым достижениям, к расширению социалистического соревнования. Все новые коллективы вступают в борьбу за звание бригад социалистического труда. Программа КПСС говорит о чертах человека коммунистического общества. И эти черты стремятся воспитывать в себе все члены чехословацких бригад социалистического труда.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Научно-фантастический роман. Продолжение. Начало см. №№ 17-20