«… И небо – в чашечке цветка»

Ираида Потехина| опубликовано в номере №1249, июнь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Немало лиха хватил Валаамский монастырь. И в славе был и бесславие познал. Не раз страдал от пожаров, много раз от вражьих набегов. Знавал и милость и немилость царскую. К концу ХУШ века Валаамский монастырь стал после Соловецкого самым богатым на всем Севере.

Островные монастыри особенные. Из-за своей удаленности от материка они были не только «распространителями и утвердителями благочестия». но и «искоренителями крамолы», надеждой тюрьмой для инакомыслящих. «Духовные пастыри» стада Христова, как заправские жандармы, выполняли обязанности надзирателей, стражников, шпионов и палачей. Существовала целая система никем не контролируемого монастырского заточения. В земляных ямах, крепостных казематах и в чуланах Соловецкого острога гноили, доводили до умопомешательства, заживо хоронили узников. Ненамного слаще было и на иных пустынных островах Валаамского архипелага. Правда, на Валаам ссылали изредка, на Соловки – постоянно.

Иногда «согрешивших» на Соловках высылали на Валаам, как, например, игумена Паисия, упорного противника митрополита Филиппа (у Паисия на Соловках было много единомышленников). И все-таки и тот и другой монастыри, как и прочие монастыри на Руси, – это не только исчадия мракобесия, это своеобразные пограничные посты, а иногда и военные крепости (как Соловки), это значительные культурные центры...

История Валаама, еще во многом таинственная, напоминает здесь о себе повсюду. Она и в росписях, и в безмолвном ныне колоколе Преображенского собора, и в стариннейшем деревянном кресте над пещерой Александра Свирского, и в захоронениях монашеского и игуменского кладбищ.

Сколько их было, тех, чьими руками создавались богатства монастыря: хлебопашцев и плотников, конюхов и садоводов. Здесь жили живые люди. Наивные, как протоиерей Левашов, которого объявили сумасшедшим после того, как он послал Николаю П всенижайшее «отеческое увещевание» освободить крестьян от тяжко-разорительных столыпинских откупов.

Фанатически жестокие, но и хозяйственные, с большим организаторским талантом, как знаменитый игумен Да-маскин, тверской крестьянин по происхождению, украсивший монастырь благоуханными садами и аллеями. (Это по его приглашению приехал на остров академик А. М. Горностаев.)

Изобретательные, как игумен Ионафан II (в миру Иван Дмитриев), человек замкнутый, большой любитель книжек. По собственным чертежам он провел на Валааме водопровод (сохранившийся и поныне) и построил (разумеется, руками монахов) большой парусный галиот, который монахи использовали для грузоперевозочных работ.

Смелые, выдающиеся по уму и учености, как молодой монах Иосаф Болотов, возглавивший экспедицию «на край света» – к Аляске и Ачеутским островам. Он был первым исследователем. который дал географическое описание крупнейшего из Алеутских островов, а также весьма точную «нравственную характеристику его коренных жителей, их быта, навыков, способностей».

Давно это было, быльем поросло. Сейчас на Валааме местного населения чуть более тысячи. Работают на турбазе, в Доме инвалидов, в лесничестве. Других предприятий нет.

Вспоминаю зимний Сортавала. Целую неделю живу в нем в ожидании летной погоды, чтобы добраться до Валаама. Вместе со мной ждет погоды экономист Валаамского сельсовета. пожилая женщина. На острове ее дом. Она рассказывает:

– Зимой у нас тоска. Людей мало. Со снабжением худо. Развлечений никаких. Тоска... Да. не сладко жить на маленьком острове зимой. Я, островитянка по рождению, это хорошо помню.

И все-таки есть такие люди, которые согласны ради спасения красоты пойти на лишения, согласны жить на Валааме. Вот одна из них – Савия Михайловна Курильская. Немолодая женщина, ленинградка, работает начальником архитектурно-реставрационного отдела «Спецпроектрестав-рации». Энтузиаст, человек, по-настоящему влюбленный в эту северную землю. Когда она говорит о Валааме, у нее перехватывает дыхание, горят глаза, а голос поднимается до таких высот, что мне страшно, вдруг оборвется:

– Этот остров, если его отреставрировать, затмит Суздаль. Ему нет равных. Одно время хотели ошельмовать архитектуру Валаама: мол, девятнадцатый век, ценности не представляет... Не получилось! Реабилитировали. А теперь выясняется и другое: что Валаам, о котором до недавних пор говорили лишь как о памятнике архитектуры и природы, – это в первую очередь исторический памятник. Скоро сюда приедут археологи. Будут искать языческие капища.

Планы у Савии Михайловны грандиозные – вернуть Валааму разрушенные скиты и храмы.

– Надо говорить не о том, чтобы сдерживать натиск туристов, – говорите М. Курильская, – а о том, чтобы создать все условия для их приема.

Нужно воспользоваться интересом людей к Валааму и утолить их жажду

в знании истории Руси...

Савия Михайловна мечтает:

– В отреставрированном Спасо-Преображенском соборе, в нижнем зале, где совершенно бесценная живопись по штукатурке, можно сделать

музей восковых фигур. А наверху – зал прослушивания колокольного звона (по типу ростовского) на небольшое количество мест. Во Всех-святском – музей монастырского быта. В скиту Александра Свирского – музей мореплавания...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены