Григорий Остер: «Во мне доминирует удав»

Надежда Панченко|13 Февраля 2010, 20:47
  • В закладки
  • Вставить в блог

Главный советчик страны – о бесполезности полезных советов и о том, как сохранить в себе ребенка

«Если вы по коридору мчитесь на велосипеде, а навстречу вам из ванной вышел папа погулять, не сворачивайте в кухню: в кухне – твердый холодильник. Тормозите прямо в папу, папа мягкий, он простит».

В восьмидесятые годы «Вредные советы» Григория Остера легко цитировали взрослые и дети, а на мультфильмах «38 попугаев», «Попался, который кусался», «Котенок по имени Гав», созданных по его сценариям, выросло уже не одно поколение.

Этой осенью издательская группа АСТ выпустила серию книг, в которых Остер дает вредные советы… взрослым.

Своих новых читателей Григорий Остер делит на три категории. Отдельной книгой выпущены советы отцам. Не в привычных уже фирменных остеровских стихотворениях, а в прозе. Хлесткости и остроумия советы от этого не теряют. Дополнительную наглядность они приобретают за счет рисунков Андрея Бильжо (автора «Смены»). Вторая книга содержит советы непослушным бизнесменам. Третья книга – «о пище вкусной и здоровой женщины». Здесь «вредносоветчик» использует форму кулинарных рецептов, исследуя взаимоотношения М и Ж.

«Кажется, в этих книгах вы обращаетесь к тем, кто читал ваши «Вредные советы», будучи детьми. Как думаете, насколько им сейчас интересны ваши рекомендации и можно ли сейчас достучаться до их душ?» – интересуюсь я.

«Достучаться можно до любого человека, – отвечает Остер. – Правда – если пока говорить только о «принимающей» стороне (а не о качестве литературы и качестве юмора) – только до того, кто сумел сохранить в себе ребенка. Ребенок изначально есть в каждом из нас, но обычно мы третируем его и выдавливаем – каждому хочется скорее стать взрослым. Когда это происходит, человек лишается свежести восприятия. Все дети гениальны – у них нет стереотипов, готовых решений, они идут своим путем, открывая новые пути.

Если кому-то удается сберечь в себе ребенка, такой человек проживает совершенно иную, интересную жизнь. Не удушайте ребенка в себе, не лишайте себя самого важного и главного, что у вас есть!

Некоторые говорят, что я бросаю детей, которые были моими читателями, и перехожу на творчество для взрослых. Так вот, это не так. Как раз я не бросаю своих читателей и собираюсь для них писать дальше, несмотря на то, что они так меня огорчили: выросли».

– Каким вы сами были ребенком?

– Ребенком я был разным, так сразу и не ответишь. Больше всего запомнившегося – как раз из детства.

– Например? Как это было – первая любовь, первое наказание?

– Помню первые деньги – я заработал один рубль, потому что постоял с чужой тетей в очереди за мукой, она меня попросила, «мальчик, пойдем, ты сделаешь вид, что ты мой сын, а не то мой мальчик останется без булочек». Ей дали 4 кг муки, а мне она дала рубль. Моя мама изорвала эти деньги.

– Ваша мама работала в библиотеке, говорят, лучшими вашими друзьями были книги...

– Неправда! У меня были нормальные, живые друзья. Правда, с ними мы иногда дрались, потом мирились. Необязательно иметь одну и ту же точку зрения на какие-то вопросы, чтобы оставаться друзьями.

А хороших детских книг много. Самое главное, чтобы у ребенка была возможность с ними познакомиться. Чтобы родители читали детям вслух. Книга для ребенка – это самый важный инструмент коммуникации между ним и мамой с папой.

– Кстати, почему вы даете именно вредные советы – потому что дети часто поступают от противного?

– Конечно, дети так и поступают, и не только они. Послушный ребенок – это, вообще, самое страшное, что только может произойти. Если бы все дети были послушными, они никогда бы не произошли от обезьяны. Ну, или, если хотите, Ева, будучи послушной девочкой, никогда не съела бы яблоко.

Взрослые тоже любят поступать вопреки. Давать полезные советы бессмысленно – никто их никогда не слушает, а поступают все, как хотят. Лучше давать вредные, тогда их тоже не будут выполнять.

– А как звучал лучший совет, который вы сами получили в жизни?

– Руками никогда нигде не трогай ничего. Не впутывайся ни во что и никуда не лезь. В сторонку молча отойди, стань скромно в уголке. И тихо стой, не шевелясь, до старости своей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Написанная кровью

Пабло Пикассо. Картина «Герника»

Унесенная ветром

5 ноября 1913 года родилась Вивьен Мэри Хартли (Вивьен Ли)

Девица мужского пола

Великий мистификатор Д'Эон Де Бомон