Город небоскребов и город-сад

П И Лопатин| опубликовано в номере №10, июнь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кроме того, этот материал гораздо дешевле, чем какой бы то ни было другой, а заводское производство его дает возможность почти весь дом изготовлять на фабрике и подвозить к месту постройки не сырой материал, а уже готовые плиты. К тому же подобного рода постройка или, вернее, сборка дома не требует квалифицированных рабочих и может быть произведена рабочими неспециалистами под надзором одного знающего человека, при чем вся работа может быть закончена в очень короткий срок.

Практика показала, что дома эти не только прочны, дешевы, удобны, не развивают сырости, не гниют, но и не горят - плитка стандартстроя на огне только медленно тлеет. Они прекрасно держат тепло, да и немудрено - толщина их стен доходит до 6 вершков и состоит из 8 различных прослоек: из плит, воздушных закрытых пространств, толя, деревянной облицовки и др. С внешней стороны они имеют вид деревянного крашеного дома, а изнутри стены окрашиваются особой краской, что делает ненужными обои. Эти стены великолепным образом можно мыть водой, поддерживая ту чистоту, которая совершенно недосягаема в обычном деревянном доме с обоями.

Отопление в таких домиках большею частью центральное от кухонной плиты: тоня ее, вы тем самым, благодаря остроумно устроенной системе труб, отапливаете и всю вашу квартиру. «Стандартстрой» - это уже не только бумажный проект и робкие первые опыты. В прошлом году он уже попробовал свои силы, а в этом - собирается широко развить свое строительство, обратя, главным образом, внимание на нашу Москву. Он имеет уже два завода - в Москве и Ярославле.

Все это, вместе взятое, придаст громадное значение подобного рода постройкам и, главным образом, в наших теперешних условиях, когда нам надо прежде всего как можно скорее выбираться из надвинувшегося на нас жестокого жилищного кризиса, а с другой - исподволь создавать и будущий благоустроенный коммунистический город. Потому что этот род строительства всего ближе подходит к нашей мечте о городе будущего: завтрашний город у нас, это - громадный зеленый и солнечный город - сад с величественными дворцами в центре.

Город будущего! Об этом мечтают все - и капиталистические центры заграницы, и наша Красная Москва. И как следовало ожидать, - каждый мечтает по - своему.

Там, на Западе, в царстве капитализма, большие города безнадежно находятся во власти громадных башен - небоскребов. Там нет забот о здоровье тех горожан, которые, не обладая достатком, принуждены круглый год проводить в этих громадных железобетонных ящиках, среди духоты и зноя асфальтовых мостовых. О них не заботятся там, потому что пока не они властители жизни, которым дано мечтать и строить. Ну, а те, кто пока приказывает и распоряжается, им не страшны городские духота и зной! В очень малой степени они проводят тут только свои служебные часы, а потом их собственные автомобили уносят далеко за черту этого железобетонного гиганта - города, подальше от духоты фабрик и заводов, в загородные дома, окруженные зелеными парками и садами.

Для них город - только средство и место, где можно заработать деньги, а раз так, то к чему же все эти ненужные нежности, вроде садов, зеленых парков и уютных домиков для их служащих? Они проживут и так в этих казармах - небоскребах без солнца и зелени - ведь им же некуда деться. К тому же каждый клочок земли так дорог в больших промышленных центрах, а воздух пока что ничего не стоит. Поэтому и вытягиваются дома Запада как можно выше вверх в даровой воздух, стараясь занять как можно меньше места на дорогой земле.

Но этого мало. С каждым годом промышленность растет и ширится, население городов пухнет, а городу не хочется выходить слишком далеко из очерченной границы. Как же быть? Как согласовать все увеличивающийся рост населения с нежеланием занимать новые площади для застройки и в то же время сделать мало - мальски возможным сообщение по переполненным городским улицам?

И вот в Лондоне уже серьезно начинают говорить о постройке Нового Лондона, но не где - нибудь в другом месте, а тут же, под старым Лондоном.

Вот и мечтают английские промышленники прорыть всю толщу земли под старым Лондоном, его галереями и коридорами, залить их электричеством и туда опустить железнодорожные линии метрополитена 1) и жилища для тех кто работает на их фабриках и заводах. До нас дошел интересный рисунок этого будущего города в стране капитализма. На нем 5 этажей улиц и, право же, трудно разобрать, которые из них над или под землей: громадные небоскребы даже надземные улицы превратили в подлинные глубокие ущелья.

Каждый из этих этажей предназначен для различных скоростей движения. Вверху - гуляющая публика. Она не спешит. Благодаря мостикам, перекинутым через второй этаж, прохожий, не боясь быть раздавленным, не задерживаясь, свободно переходит с одной улицы на другую.

Чтобы ехать по делу, надо опуститься в третий этаж. Здесь - трамвай, автомобиль, омнибус и пр. Это - этаж деловых людей. Ниже, под улицей, находится метрополитен, который соединяет далекие центры города, все же раскинувшегося на многие десятки верст.

Еще ниже - туннели подземной железной дороги с центральным вокзалом, от которого идут пути, выводящие поезд из города в загородные поселки, к вокзалам специальных железных дорог, пристаням и т. д.

К этому надо еще прибавить плоские крыши некоторых небоскребов, своего рода воздушные вокзалы, куда садятся легкие самолеты хозяев этих небоскребов и гигантские пассажирские аэропланы воздушных линий.

Вот вам тот «город будущего», о котором мечтает капиталистический мир.

Ну, а теперь поговорим о том, как мечтает наша Красная Москва. Один из лучших русских архитекторов, А. В. Щусев, автор проекта памятника В. И. Ленину, один из руководителей архитектурного строительства Республики и того Научного Совета, который рассматривает план будущего строительства, нарисовал картину Москвы в 1950 г. Он смотрит на эту будущую Москву с высоты реющего над ней аэроплана. Как же она выглядит - Новая Москва?

Вот центр. Перед вами цепью строений, стен и башен сверкает Кремль. День праздничный, яркий, толпы народа. Кремль превращен в музей, - один из величайших музеев мира.

ВЦИК и Совнарком вынесены в Петровский парк, эту возвышенную, здоровую и ровную часть Москвы, превращенную частью в общественные парки, частью в города - сады. На Ленинградском шоссе выстроены дворцы (учреждения) Республики. А на северо - запад от Москвы, вдоль верхнего течения Москвы - реки, теперешние дачные поселки - Крылатское, Хорошево, Серебряный Бор, Покровское - Стрешнево - обращены в образцовые города - сады, куда после делового дня съезжаются москвичи на трамваях, метрополитенах и частью на аэроомнибусах, имеющих в центре остановки на плоских крышах специальной постройки. Двух и трехэтажные жилые дома, улицы с широкими тротуарами, площади и уютные парки с театрами и другими общественными зданиями - вот характер жилой Москвы в 1950 году.

Теперь бросим взгляд в противоположную сторону, к промышленному Симонову. Известное Сукино болото, вплоть до Коломенских высот, двигается, пыхтит, лязгает. Всюду электричество и бездымный уголь. Все Сукино болото с его пыльными и малярийными трясинами изрыто ковшами промышленного и лесного портов. Набережные обслужены железнодорожными линиями и обстроены стройными рядами складов с автоматическими подъемными кранами. Порт кишит судами и баржами, пришедшими как с верховьев, так и, главным образом, с Оки, с которой при помощи шлюзов установлено удобное сообщение. Пойдем дальше. За Окружной дорогой находится зеленая заградительная полоса насаждений, шириной в 2 версты, в которой местами разбросаны поселки с электричеством, канализацией и водопроводом. Все они входят в черту города, которую замыкает включенный в городскую площадь и сам зеленый пояс. Зелень, которая поглощает пыль и дает кислород, должна проникать внутрь организма будущей Москвы. Она, как легкие, должна снабжать воздухом центральный организм, а потому от зеленого пояса клиньями зелень врезается по нескольким направлениям к центру.

Первый клин от Нескучного сада, через территорию сельскохозяйственной выставки и Бабий - городок, идет до Каменного моста широким бульваром, тут поворачивает и направляется к новой площади перед Румянцевским музеем. Бульвар дальше продолжается, параллельно Александровскому саду, вплоть до Охотного ряда, проходя по Моховой на местах уничтоженных старых лавок.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены