Организация и задачи планерных кружков
ИГРАДО, в переработке «Смены»
Руль высоты делается так же, как элероны; его правая и левая половины сидят на одном лонжероне, к которому крепятся петли и рычаги. Он является продолжением стабилизатора, т.е. неподвижной поверхности, служащей для продольной устойчивости (см черт. 1 и 2).
Руль глубины и стабилизатор имеют общую дужку, но в отличие от крыльев эта дужка симметричная и выпуклая с той и с другой стороны, исполняется также из фанеры и реек.
Руль поворотов (черт. 3) имеет основной лонжерон, прикрепленный шарнирно к неподвижной стойке, идущей от конца фюзеляжа. По сравнению с самолетом рули планера являются чрезвычайно большими, примерно раза в два больше, что необходимо для хорошей управляемости планера.
Крылья, корпус и рули планера обтягиваются полотном, возможно тонким и прочным. При покрытии необходимо туго натягивать полотно и тщательно зашивать его по концам. Для большей надежности полотно пришивают медными гвоздиками. По выполнении обшивки вся поверхность планера покрывается лаком под названием «эмалит», который предохраняет крылья от сырости и полотно от набухания в дождливую погоду.
Оно видно из черт.12 и состоит из центрального шарнира Гука, управляющего при посредстве одного стержня «гошисмана», движениями руля глубины и элеронов. Все устройство отличается простотой. Перемещая ручку (стержень), на себя, летчик ставит планер на подъем; двигая ее от себя, он переводит планер на спуск, помещая ручку вертикально (в нейтральном положении), он сообщает горизонтальное направление полету. При отклонении стержня вправо, планер делает правый крен, так же и при действии в противоположную сторону. Для движения элеронов проводится проволока непосредственно от ручки через ролики к рычагам элеронов. Предпочитают проволоку помещать внутри крыла, хотя на схеме проводка ее идет через подкос. Для движения руля высоты устраивается горизонтальный брус со стременами, от которых идет проволока к рычагам руля глубины. Проволока перекрещивается, т.е. от верхнего конца стремени ее направляют к нижней части рычага глубины, а от нижнего конца стремени к верхнему концу рычага. Таким образом, к рулю высоты идут четыре проволоки или троса диаметром в полтора миллиметра; необходимо строго следить за правильной постановкой их, иначе руль будет действовать в обратную сторону. То же условие строго должно быть соблюдено в отношении элеронов: при левом крене левый элерон должен быть поднят, а правый опушен вниз в нейтральном положении. Для поворотов планера имеется боковой вертикальный руль, называемый рулем поворотов (черт.11). Его движения сообщаются ножной педалью в виде перекладины, укрепленной в середине на шарнире. Нажимая правой ногой, летчик поворачивает планер направо; при нажатии левой ноги планер поворачивается налево. Таким образом, при устройстве рулевого управления осуществляются обычные движения, к которым мы привыкли в повседневном быту. При планирующем полете приходится иметь движения лишь руля глубины, при нейтральном положении руля поворота, если нет бокового ветра. В момент парения движения комбинируются, например, при поворотах принимают участие элероны и рули глубины.
В целом, планер представляет точную копию самолета. Легкость изготовления и простота конструкции делают его весьма доступным для массового воздушного спорта. Воспитательное значение планера для подготовки специалистов воздушного флота, как мотористов и летчиков, весьма велико. Для молодежи - увлекательный спорт. Для техника - конструктора - самый правильный путь к осуществлению маломощного самолета, так наз. воздушной мотоциклетки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.