Тайна Лхассы

  • В закладки
  • Вставить в блог

На следующий день (16 февраля) я уговорился с хозяином, чтобы он уведомил Майора Белли и Далай - Ламу о моем прибытии в Лхассу; в то же время я решил смирно сидеть дома, пока не выяснится отношение ко мне тибетского правительства; помимо всего прочего, я, вообще, чувствовал себя очень плохо; мне необходимо было полежать и отдохнуть. Я с радостью убедился, кроме того, что окно моей квартиры выходит на широкую базарную площадь Лхассы, центральное место священного города.

Придвинув свою постель к окну, я, одновременно, мог и отдыхать, и наблюдать, что делается кругом.

К счастью, мое окно было одно из немногих, имеющихся здесь окон со стеклами; другие окна в Лхассе затянуты материей или промасленной бумагой. Весь день базарная площадь была полна народом, поющим, глазеющим и танцующим. Многие были пьяны, некоторые из толпы пускали ракеты, иногда очень большие. Вдруг наш дом затрясся от страшного взрыва; я думал сначала, что под мою квартиру подложена бомба.

Но потом оказалось, что взорвался большой склад ракет, при чем 5 человек были убиты и 4 тяжело ранены.

При неосторожном и неумелом изготовлении фейерверков, такие события часто происходят в Лхассе; существует даже правительственное распоряжение, запрещающее пускание и изготовление ракет, но население никак не может отказаться от этого любимого удовольствия.

Каждый вечер, в 81/ 2 часов, сигнальный колокол приглашает жителей тушить огни; кроме того, во всех четырех кварталах города пускаются сигнальные ракеты; после них выходить на улицу строго воспрещается.

XXXIV. Официальная аудиенция

Как раз в это время в Потале, за милю от меня, у Далай - Ламы был торжественный Новогодний прием, на котором были все важные чиновники и именитые люди Тибета. Среди приема, как мне потом сообщили, Далай - Ламе было передано известие о моем прибытии. Он ничего не сказал на приеме, но тотчас же отдал распоряжение своему любимому министру Тсаронгу посетить меня и определить, что я из себя представляю. После полудня Тсаронг вернулся в свой дворец, расположенный неподалеку, и, несмотря на сильный приступ лихорадки, послал мне очень любезное приглашение явиться. Когда я пришел, он спал, но его тотчас разбудили, и он очень любезно принял меня в своем кабинете. Мы провели в оживленной беседе не менее 3 часов.

Тсаронг очень оригинальный, самобытный и крупный человек. По моему мнению, в Тибете он играет такую же роль, как некогда Бисмарк 1) в Германии, действуя лишь в меньшем масштабе и с другим людским материалом.

Тсаронг сам пробился и вышел в люди; таких деятелей в Тибете очень мало; пока он стоит одиноко.

Хотя в Тибете и нет строгой кастовой системы, но все важнейшие посты в государстве, кроме стоящих на верху «воплощенных богов», заняты представителями 40 аристократических фамилий, большинство средних административных постов также распределено между лицами, принадлежащими к другим 120 старинным родам.

Тсаронг не принадлежит к той или другой группе. Отец его простой крестьянин, делатель луков и стрел. - Занятие, которое в Тибете не принадлежит к очень почтенным.

Имя Тсаронг и титул «Шапе» приобретены им позднее. Мальчиком его звали Намганг.

При живости и способностях, Намгангу трудно было усидеть в Лхассе; уже в 16 лет он в Монголии среди отчаянных голов и искателей приключений.

Здесь же было положено начало его карьере; когда в 1904 г. Далай - Лама должен был искать убежища в Монголии под давлением надвигавшейся военной экспедиции Юнгхазбенда 1), положение его святейшества было таково, что ему нечем было содержать немногих оставшихся при нем слуг. В это время он и взял к себе Намганга, как личного слугу. Верность и ум нового слуги скоро привлекли к нему внимание Далай - Ламы, и Намганг стал быстро возвышаться. В знак особого внимания, Намганг был скоро пожалован в воинское звание, и при возвращении Далай - Ламы в 1908 г. в Тибет, - был уже капитаном.

Его быстрое возвышение пошло после китайского вторжения в Тибет в 1909 - 1910 г. Далай - Лама бежал тогда в Британскую Индию. Китайцы послали за ним погоню.

Намганг геройски защищал Чушул; отбил от него китайцев и дал возможность Далай - Ламе благополучно уйти в британские владения. Намганг сделал попытку пробиться за ним, но был отрезан. Тем не менее ему удалось, переодевшись курьером Британской Правительственной почты, спастись из Тибета.

Таким образом, молодой офицер соединился со своим повелителем в Даржеллинге.

Благодаря этому обстоятельству, Тсаронг отнесся к моему прибытию в Лхассу, как к ловкой штуке, напомнившей ему собственные его приключения. Он вспомнил тотчас же, что в то время, как я пробирался переодетым из Индии в Тибет, ему пришлось таким же порядком двигаться в обратном направлении.

В 1911 г. вспышка революции в Китае ослабила силу занимавших Тибет китайских войск. Воспользовавшись этим, Намганг помог восстановить Далай - Ламу. Он тайно пробрался в Тибет, организовал повсюду крестьянские восстания против китайских гарнизонов и, в конце концов, принудил их повсюду к сдаче. В то же время утвердившееся в Тибете при помощи китайцев Тибетское правительство было либо изгнано, либо перебито. Среди убитых был государственный секретарь «Шапе», по имени Тсаронг. Он и его сын были в клочки разорваны в Лхассе восставшей монахами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены