Развитие современного города идет под знаком борьбы между двумя типами городов, - между «городом - небоскребов» и «городом - садом». Они не могут ужиться рядом, потому что каждый из них - прямая противоположность другого. И один из них должен победить, - одержать верх, - стать городом «будущего». Попробуем познакомиться с обоими кандидатами в город будущего. При чем для нас, живущих в СССР, знакомство это будет, как нельзя более кстати. Наши крупные города и, главным образом, наша Москва стоят, сейчас лицом к лицу с жестоким жилищным кризисом, и мы должны решить раз на - всегда: по какому пути в деле городского жилищного строительства нам нужно идти. Широкое городское строительство - является для нас вопросом настоящего. Каков же город - небоскребов, - должны ли мы равняться по нему, ставить себе конечной задачей превращение наших городов, - в города - небоскребы?
Родина города - небоскреба - Америка. Там он родился, там возмужал и вырос в такие гиганты - города, как Нью - Йорк, Чикаго, Бостон, Сан - Франциско и пр. Росли они удивительно быстро. Как в сказке, появлялись за короткий срок громадные вереницы башен - домов. Именно башен, потому что города Америки - это словно глубокие ущелья, по обоим сторонам которых высятся сплошные стены прижавшихся близко друг к другу «небоскребов» в несколько десятков этажей. И это понятно. Американский город может развиваться только в двух направлениях: вверх - в воздух и вниз - под землю. Расширяться по поверхности ему очень трудно - ведь каждая кв. сажень в Нью - Йорке стоит круглую сумму в 60.000 зол. рублей. Вот почему растут американские небоскребы, устремляясь в ничего не стоящий пока еще воздух и зарываясь глубоко под землю, - подземная площадь пока еще также не расценена и дешева, как везде...
Что же представляет из себя такой американский дом? Возьмем для примера самый высокий небоскреб в мире - дом в Нью - Йорке, построенный фирмой Вульворт.
Он имеет 55 этажей, и его остроугольная башня поднимается над улицей почти на 1/4 вер. Чтобы представить себе, сколько жилой площади имеет подобный дом, мы подсчитаем, сколько человек может поселиться в его 55 этапах по норме 20 кв. аршин на человека. Окажется, что 3.600 человек. В 4 - 5 таких домах уместится полностью любой из наших средних уездных городков. Обслуживается этот дом 27 - ью подъемными машинами, из которых одни останавливаются в каждом этаже, а другие «скорые», поднимаясь, проходят 5 - 10 этажей без остановки. Подъем до 55 - го этажа совершается в течение 2 - 3 минут.
Внутри этого дома есть все, что, по мнению американцев, необходимо для жизни: ванны с холодной и теплой водой, бассейн для плавания, гимнастический зал и площадка для футбола, многочисленные рестораны и магазины, где можно купить все - от иголки до автомобиля. Водопроводных труб в этом доме проложено около 100 верст, а электрических проводов еще больше. Конечно, нечего и говорить, что квартиры оборудованы и телефоном, и радио - аппаратами - ведь последние насчитываются в Америке миллионами.
Казалось бы, что же лучше подобного жилища для рабочего люда? А между тем город небоскребов обладает одним крупнейшим недостатком. Эти улицы - ущелья удивительно темны, стены небоскребов загораживают их от солнца и, обычно, первые 11/2 - 2 десятка этажей даже в солнечный день погружены в какой - то темный полумрак. И у американцев сложилась поговорка: «Там, куда редко заглядывает солнце, часто заходит врач».
Вот это - основной недостаток американских больших городов. Правда, они с ними пытаются бороться тем, что, строят теперь так называемые, лестничные небоскребы, которые по мере их роста вверх, уходят все дальше и дальше вглубь самого квартала, - но и это не достигает цели.
Но не только это. Еще ряд недостатков мы видим в городах - небоскребах.
Американцы так высоко ценят пространства земли в своем городе, что для них слишком обременительно отдавать крупные участки этой площади под бульвары, сады и парки. А отсюда - второй недостаток города небоскребов - мало зелени.
И вот эти - то два главных недостатка американского города и не дают ему возможности до сих пор выйти победителем над своим конкурентом «городом - садом». Правда, все эти недостатки не касаются жизни состоятельного класса Америки. Последний предпочитает жить не в этих мрачных домах - башнях, лишенных солнца и зелени, - а после трудового дня уезжать в свои загородные дома, где много и света, и свежего воздуха... Но это - не выход для нас. Нам нужно такое устройство города, которое само по себе было бы достаточно гигиенично, и мы не можем остановиться на таком типе города, который, при всех остальных своих достоинствах, - калечит здоровье своих жителей.
Город небоскребов в том виде, в каком вырос он в Америке, для будущих наших городов совершенно не подходит. С ним нам не но пути.
Что же представляет из себя «город - сад»? Если американский город развивается по прямой линии вверх - в воздух, и вниз - под землю, то город - сад растет вширь - по земле. На первом плане в нем - побольше зелени и солнца для уютных небольших жилых домиков, раскинутых среди садов, бульваров и парков. Дать прелесть жизни среди природы, соединив ее с удобствами большого культурного города, - вот та основная мысль, которой руководятся строители города - сада.
Но тут возникает такой вопрос: ведь много миллионный город - сад должен растянуться на десятки верст. Не будет ли поэтому слишком затруднительным передвижение из одной части его в другую?
Это - единственный недостаток города - сада, который стушуется, учитывая развитие транспорта и средств передвижения в «городе будущего».
Но есть и еще один большой вопрос, с которым нам при постройке наших городов - садов придется считаться: из какого материала мы будем строить наши дома. Он должен отвечать четырем условиям: необходимо, чтобы он был прочен, гигиеничен, дешев, - и постройка из него производилась бы быстро и, по возможности, просто.
И пот тут - то мы вплотную подходим к вопросу о так называемых стандартных сборных домах. Ведь была бы идеальной такая постановка вопроса. Где - то, на крупных заводах, из дешевого материала приготовляются отдельные части дома. Потом по железной дороге они перебрасываются на место постройки и здесь вся работа будет состоять только в том, что но готовым частям собирают дом.
И пот именно к этому и стремится сейчас городская техника. Она выработала уже два материала для постройки таких городов садов - соломит и плитки стандартстроя, которым, несомненно, принадлежит громадная будущность.
Оба материала - наше русское изобретение. «Соломит» появился еще до войны, когда он получил довольно широкое распространение в военном строительстве. Но кончилась война, и это дело у нас в России как - то замерло. Но во Франции, в ее разоренных войной северных областях, оно нашло и после войны широкое распространение, где сейчас быстро возводятся города - сады из нашего соломита.
Соломитные дома, это - в полном смысле слова - соломенные домики. Основной материал их постройки - солома, разрубленная на мелкие кусочки и спрессованная с цементом в плиты. Из этих - то плит и собирается жилой дом. Практика показала, что он не только дешевле какого бы то ни было другого дома, но и не хуже его в смысле сухости, удержания тепла и прочности.
Но гораздо более интересны наши русские, «стандартстроевские сборные дома». Их главный и основной материал - дерево, которым мы так богаты, но, главным образом, не дерево в его обычном виде, а деревянные отбросы - стружки, опилки, обрезки и пр. Из этих - то отбросов на заводах изготовляются под сильным давлением особые плитки толщиною около вершка. И вот эти - то плитки и являются основным материалом сборных домов. Как это ни странно с первого взгляда, а изготовленные из деревянных отбросов дома оказываются лучше настоящих деревянных; они обладают всеми достоинствами деревянного дома, но в то же время лишены его недостатков: они не могут ни гнить, ни развивать сырости. А ведь это - два основных бича деревянных построек.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из воспоминаний о работе на востоке