Голубые танцовщицы

Святослав Котенко| опубликовано в номере №1370, июнь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Напомним, исполняется 150 лет со дня рождения Дега. Напомним, Илер Жермен Эдгар Дега жил долго, до самого 1917 года. Художник Эдгар Дега остается с нами, потому что многое в его наследии сегодня воспринимается живо, завязывается взаимодействие, взаимочувствие. Мир его картин, исполненных движения, движется и во времени, в нашем.

И все-таки кое-что мы уже воспринимаем не как личное достояние и открытие художника, а как отражение им очевидного для нас. В действительности было-то иначе, сначала понадобилось разглядеть в самой натуре и в воспринимательных способностях человека то, что после и поныне почитаем мы не свойством Дега, а принадлежностью всеобщей. Не ради полноты биографической справки напоминаю о долгой его жизни, а для того хотя бы, чтоб указать, что становление кино происходило в зрелые годы художника, и мог он на склоне лет догадываться о новом приложении его оптических и творческих находок. А мог и не догадываться, ибо младенческой была тогда изобразительная культура кинематографа да и далее наращивалась не без робости. Сам же Дега особенные изобразительные возможности кадра почувствовал и показал еще в середине прошлого века.

Сегодня не только кино, но и телевидение уже выучилось глядеть на мир и человека, не стесняя себя лобовыми ракурсами, ощущая неотрывную, содержательную связь меж попавшим в кадр и прилежащим извне к его рамкам. Какое ж то было некогда открытие! Картина предполагала строгое расположение частей и деталей, гладь гармонии, фронтальную устроенность и всевидимость. Пожалуй, надо было дожить до лощеного и холощеного академизма, чтоб набраться смелости пересмотреть самый принцип, который являл себя и в величайших творениях веков. Являл... но ведь человеку надобны приращения своему эстетическому опыту. И бытие подгоняло. Чувствуя динамику дня, влитость фигуры и поступка в совокупное кипение и движение, хотелось и остановленное мгновение насытить признаками этой текучести. Вот что отыскал Дега и показал нам.

Логично любил он изображать будни балета и конного спорта, где само уловление подвижности события словно противостоит станковой картине. Композиция Дега будто нарочно вырезывает фрагмент, заставляя догадываться, что же проистекает по сторонам, и таким способом живописуемому событию сообщается подвижность. Впрочем, и во внешне статичных портретных композициях удавалось ему передать неотрывность персонажей от близлежащей и вообще породившей их среды. Характерно, что увлекаясь в поздний период своего творчества скульптурой малых форм, то есть расширяя поиски способов передачи движения людей в пространстве, художник избегал заглаженных поверхностей, чтоб не сгладить эту самую динамику. И закономерно, что любимой техникой живописца была пастель, наиболее, пожалуй, послушная поимке быстротекущих впечатлений; может, есть смысл добавить, что не материал, не снасть делают искусство, техника – лишь подспорье личности.

Нет, личность Дега не отмечена чертами титаническими, неверно будет ставить его высоко над коллегами-соотечественниками – французскими импрессионистами, но в стороне нужно: у тех при всей подвижности световоздушного мира композиция оставалась традиционной, он же придал ей новый смысл, согласный жизни, помогающий нам видеть ее и в итоге понимать с большей широтой, эстетически мыслить с большей диалектичностью. А потом это вошло в привычку искусств и зрителей, уж не очень-то вспоминаешь о зачинателе. А стоит вспомнить и отдать ему справедливость.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены