Помочь песне
Гражданственность нашей массовой песни – вот что главное! Даже лирический жанр имеет глубокую гражданскую основу: «Подмосковные вечера», к примеру, – это не только песня настроения. Мне кажется, именно гражданская тема способна как-то помочь нашей массовой песне снова стать на ноги, завоевать утерянные позиции. А подхватят или не подхватят песню – зависит от нас, профессионалов. Песня по-прежнему способна зажечь людей, объединить в общем порыве. Я видел это не раз на манифестациях, концертах, посвященных 40-летию освобождения Ленинграда от блокады. Много раз видел, как поднимался зал и пел «День Победы», «Пока не поздно». Думается, вернуть в песню мелодию и смысл вполне в наших силах.
Виктор Плешак, композитор, лауреат премии Ленинградского комсомола
Я думаю, что умную, добрую статью о классической, народной музыке прочтет каждый с удовольствием и пользой. А эти так называемые диалоги ничего после прочтения, кроме досады, не оставляют. Что может дать разговор, где современную эстрадную музыку ругают, как говорится, скопом, без имен авторов, исполнителей и пр.
В.Сайкин, Ленинград
Да, много сейчас в эстрадной песне пустого, бездарного, надуманного. Намного больше, чем хотелось бы. Но разве это черта исключительно современной песни? Неужели так уж идеально обстояли дела в период создания «Катюши» или «Соловьев»? Нет, песня не деградирует, песня живет, выливаясь во все новые и новые формы. Но, по-видимому, авторы дискуссии не желают замечать этого, они склонны видеть лишь отрицательные стороны современной эстрадной песни. В любом музыкальном жанре, будь то песня, оперетта или романс, есть и свое «дно», то есть, попросту говоря, халтура, и своя классика. Этот-то момент и обходят очень старательно авторы статьи, с головой уйдя в прославление фольклора. Они начисто забывают, что искусство должно идти вперед, ни на миг не останавливаясь в своем развитии. И все новое, истинно талантливое, в какой бы форме оно ни проявлялось, непременно находит признание настоящего любителя музыки.
Ругать все скопом легко, труднее отделить истинное искусство от дешевой поделки, значительно труднее воспитать слушателя, научить его самого чувствовать, понимать талантливое произведение.
Музыкальный критик работает на огромную аудиторию, и нам хотелось бы слышать не просто это – хорошо, а это – плохо», а подробный, объективный разбор всех тонкостей современной песни.
Н.Николаенко, Днепропетровск
Сейчас возросла моральная и психическая нагрузка на человека, и она требует разрядки, поэтому и возникли быстрые и темпераментные ритмы. Катюша», хотя, несомненно, хорошая песня, но она все-таки песня прошлых лет...
А. Волков, Таллин
Ритмические песни – часть нашей жизни, они не должны рассматриваться сами по себе. Странно было бы на день рождения пригласить гостей танцевать под музыку Чайковского.
П. Каучаковский, Туапсе
Складывается такое впечатление, что Е. Осетров и В. Лазарев страдают ностальгией по прошлому: все, что было в «их» время, – прекрасно, все теперешнее – «музыкоподобная чепуха». Так?
Н. Алексеев, студент, Свердловск
Читали мы статью с мужем порознь: муж – в больнице, я – дома. Но реакция у нас с ним одинаковая: авторы статьи «Вернутся ли в песню мелодия и смысл?» во многом правы.
Галина Мартынова, г. Куйбышев
Я благодарна тем композиторам, которые сочиняют музыку в очень современных ритмах и интонациях, но тесно связанную с традициями своего края, народа.
Наталья Мезенцева, Ташкент
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.