Гоголь

Игорь Золотусский| опубликовано в номере №1364, март 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Чернышевский писал, что Гоголь первым среди русских авторов, пишущих прозу, был назван поэтом. Проза Гоголя – это поэзия, и здесь не только ее жанровое определение, но и трактовка ее существа. Гоголь – поэт во всех отношениях. Он поэт в жизни (хотя видит насквозь прозу ее мелочей), он поэт в исторических своих занятиях (если уж собирается писать историю, скажем, малороссийских Козаков, то всю историю и «томиков эдак на девять»), если садится за журнальную статью, то захватывает в поле обзора всю текущую словесность, если пишет роман, то это не роман, а поэма, подобная поэмам Данте или Гомера.

«Укажите мне человека, – писал Чернышевский о Гоголе, – с такою жаждою совершенства, и я вам скажу: он или не создаст ничего, или создаст нечто великое, он или Тантал, или Прометей».

Сравнение с Прометеем не кажется преувеличением. Гоголь действительно приковал себя к труду и сумел добиться наивысшего результата, на который может рассчитывать писатель.

Слово, по мнению многих, бессильно совладать с действительностью, переделать ее: материальная сила всегда наглядна и в наглядности своей могущественна, а слово – звук, движение воздуха или буква на бумаге. Но нет силы сильнее силы слова, и история, что называется, это подтвердила. Именно она внесла в сознание русского общества те идеи, которые, овладев умами, качнули маятник истории. Гоголевский смех докатился до наших дней, гоголевская печаль и жажда идеала и поныне зовут нас ввысь. Слово способно разрушать, но оно в силах и оберечь, защитить, излечить, построить.

Уроки Гоголя – жизненные и литературные – воплощены в его слове. Приложите ухо к слову Гоголя – и вы услышите стук его сердца. Вы услышите гул земли. Подземные сотрясения, на которые мы, торопясь жить, не обращаем внимания, о которых забываем, как о не касающихся нас возмущениях стихии, есть голоса будущего.

Гоголь – один из этих голосов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены