— Мы нуждались в электронщиках в еще большей степени, чем они в нас. Поставь они перед нами условие — доставлять их на работу вертолетом, мы вынуждены были бы рассматривать его всерьез.
Электроника — не мода и не прихоть, это уже сегодняшний день автомобилестроения. И мы в этом здорово отстали. Теперь мало, чтобы машина просто ехала, она должна ехать с максимальной скоростью при минимально малом расходе топлива. Решая проблему электронного управления двигателем и силовой передачей, насыщения автомобиля системой приборов, контролирующих состав топливно-воздушной смеси, мы решаем проблему экономии топливных ресурсов — задачу, вынесенную XXVII съездом КПСС в разряд первоочередных. Надежная система электронного контроля за агрегатами значительно повышает работоспособность водителя и живучесть самого автомобиля. А это — огромные экономические резервы. Речь идет о миллиардах рублей. Микроконтролер, а в будущем — электронный синтезатор подскажет необходимость замены износившейся детали, предупредит о состоянии дороги, наличии топлива и прочем. Но все это — дела завтрашнего дня. сегодня же нам нужна простая базовая электронная система. Надо с чего-то начать...
Один из дней я провел рядом с Сорокиным «от звонка до звонка». Это был самый обычный день. Он складывался из переговоров с химиками по поводу пластмассы для панели приборов перспективной модели, из трех деловых, результативных и одного бессмысленного (к счастью, незатяжного) разговоров с конструкторами и технологами, двух совещаний. Один он в тот день практически не находился. Переключался с двигателей на интерьер, с интерьера на кадровые проблемы. потом на трансмиссию, с нее на обивочный материал для сидений. Но в одном разговоре было что-то особенное, не пахнущее текучкой.
Сорокин тихо (он всегда говорит вполголоса) и очень спокойно поинтересовался у собеседника, какие у его группы есть наработанные перспективные идеи. Тот задумался, потом пожал плечами.
— Нет, перспективного ничего нет. Все уходит с колес.
— Это плохо. Мы обязаны иметь резерв идей, жить с опережением времени.
— У вас есть ко мне претензии по конкретному вопросу?
— Да. Перспектива — это очень конкретно. Я прошу вас подумать. Через месяц мы вернемся к этому разговору.
Потом он объяснил, что считает обязательным наличие в каждой творческой группе своеобразного «банка идей».
— Без этого невозможно ускорение. Сегодня идея — завтра реальное изделие. У нас должен быть двойной, тройной запас идей, чтобы иметь возможность выбора.
Справка. Управление конструкторских и экспериментальных работ АЗЛК перешло на новую систему материального стимулирования. Оплата труда исследователей и конструкторов напрямую зависит от качества их работы и сроков сдачи проектов и разработок. С введением новой системы материального поощрения стали очевидными слабости некоторых конструкторских звеньев, конкретная роль каждого человека в общем творческом процессе.
...У него в кабинете два стола — большой и маленький. За большим, заваленным деловыми письмами, графиками, справками, он работает с утра до восьми вечера. Это стол главного конструктора. За маленьким, относительно свободным — все оставшееся время. Это стол инженера и художника Сорокина. За ним он рисует, рассчитывает, думает.
В девять вечера он позвонит домой и скажет жене, что уже едет. Чтобы не волновалась. Но это не значит, что тот маленький столик его сразу отпустит — есть масса мелочей, которые он должен решить лично для себя. К его личным проблемам относится и то, что Сорокин теряет друзей. У него совсем не остается времени общаться с ними. Даже говоря по телефону, он смотрит на часы. Это объективный фактор: дружба подразумевает общение. Но бескровных приобретений не бывает.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повышают производительность труда и расширяют возможности токаря-универсала. Но пока они никого не заинтересовали, некому внедрять их в производство
Публикации «Смены»
Творческая педагогика