— Я согласился потому, что объективно считал себя способным со временем возглавить дело, которое мне предлагали. (Это не самонадеянность, как может показаться кому-то, а реальная оценка собственных возможностей.) Наша экономика, промышленность, отрасль вступили в новую фазу развития, работать по-старому уже нельзя, а чтобы работать по-новому, надо отказаться от ряда порочных методов, от стереотипов в мышлении, от стиля, когда за все отвечают все. а конкретных виновников просчетов отыскать невозможно. Я знал, что у нас в заводском управлении конструкторских и экспериментальных работ немало людей, живущих за счет других, занимающих должности, но не исполняющих свои прямые обязанности. Чтобы работать в полную силу, надо было многое менять.
Во имя чего? Я объясню. Автомобилизация общества — процесс неизбежный. И машины мы должны делать с каждым годом все лучше и лучше не только из соображений национального престижа, но главным образом, потому, что хорошая машина — это дополнительный комфорт для людей, определенные удобства, широкие возможности организации свободного времени, это, наконец, своего рода деталь архитектуры. Мы можем делать хорошие машины, уже можем. Но для этого надо, чтобы все звенья промышленности, работающие на автомобиль, были прочно спаяны в одну цепь, чтобы каждый руководитель, от которого зависит поставка необходимых деталей, думал бы о том, как их сделать лучше, а не легче. Чтобы этап согласований, утрясок, испытаний новых моделей не был растянут на долгие годы. Но за всем этим стоят люди. Одни из них думают, другие работают по сложившимся схемам. Причем порочным. И не только у нас на АЗЛК.
Недавно получил бумагу из нашего министерства. Велено разработать и представить план технического перевооружения управления до 2005 года. Срок исполнения — 6 дней. Неужели те, кто рассылает подобные документы. всерьез рассчитывают на исчерпывающий ответ?! Ведь такой план требует месяцев и месяцев вдумчивой работы, в противном случае он окажется фикцией.
...Главный конструктор. Приличный оклад. Помощник, секретарь, персональная машина. шесть заместителей. Те, кто недавно просил его занять очередь в буфете, сегодня ждут в приемной, чтобы переговорить с ним 3 — 5 минут. Но есть другая сторона медали: персональная ответственность за сроки конструкторских разработок, бесконечные переговоры с поставщиками, со смежниками, совещания в министерстве, у генерального, у главного инженера плюс совещания с аппаратом управления, по новой технике, по организации соцсоревнования... Лавина бумаг, исполнение которых не терпит отлагательств. Прием по личным вопросам... Квартирные проблемы. Неприятные объяснения с людьми, которые ищут его протекции.
Когда он чувствует, что может не сдержаться, рука непроизвольно начинает вычерчивать фломастером замысловатые фигуры. Впервые я это заметил, когда он решал серьезнейшую проблему со своим первым замом Курташовым. Вошел руководитель одного из КБ. Прервав разговор, объявил, что поставлен в безвыходное положение: от него требуют послать завтра человека на общезаводскую стройку. А у него все при деле, словом, он не может «оголить КБ».
— Чем я могу помочь? — спросил Сорокин.
— Избавьте мое КБ от разнарядки, — потребовал руководитель.
— Но в других бюро такая же ситуация, разнарядка касается всех и утверждена партбюро.
— Это не ответ...
Тогда-то я и заметил эту его привычку — рисовать. В конце концов проблему решили путем компромисса. Позже я спросил, почему он пошел на уступку, ведь несправедливость требования руководителя КБ была очевидна.
— От этого КБ сейчас зависит многое. Займи я жесткую позицию в этом в общем-то мелком вопросе, могло пострадать большое дело. А я обязан думать о главном, пусть даже в ущерб собственным амбициям.
Думать о главном. Однажды я позвонил ему и попросил принять меня.
— Не могу, к сожалению. Еду вместе с заместителем генерального по кадрам в МВТУ имени Баумана. Предстоит очень серьезный разговор с проректором.
Интересуюсь, какой.
— На кафедре систем автоматического управления есть трое ребят, которые нужны нам позарез. Они хотят работать у нас, но на кафедре препятствуют их уходу, мотивируя тем, что они молодые специалисты и составляют костяк группы, обслуживающей ЭВМ.
— Но, может быть, действительно без них там не обойдутся?
— Хочу разобраться на месте.
Через месяц я разыскал тех троих уже на АЗЛК. Им временно выделили часть помещения в лаборатории электрооборудования. Разговорился со старшим группы Виталием Абрамовым.
— Работая с вычислительной аппаратурой, мы по-любительски занимались в свободное время автомобильной электроникой, система ми контроля, микропроцессорами. Нарабатывали идеи, которые реализовать у себя на кафедре не могли. Настал момент кризиса — мы почувствовали себя способными работать над созданием комплексной системы автомобильной электроники. И сами пришли на АЗЛК. Завод как раз искал специалистов этого профиля. В лице Сорокина мы встретили человека, который хорошо понимает необходимость как можно быстрее начать разработки в этом направлении. Он буквально выцарапал нас с кафедры, создал максимально приемлемые условия, наделив статусом самостоятельной группы, взял нашу работу под личный контроль. Мы почувствовали, что у нас будто крылья выросли.
Потом я беседовал об этом с Сорокиным.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Социальное исследование проблемы
Рассказ
Художественный руководитель Московского Дома моды Вячеслав Зайцев беседует с корреспондентом «Смены»