Гений с мозолистыми руками

Хр Кошаев| опубликовано в номере №804, ноябрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

К пятидесятилетию со дня смерти Л. Н. Толстого

По лугу, залитому ярким солнцем, бодро шагает крепкий старик в светлой холщовой блузе с полотенцем на плече. С детства знакомы и близки нам черты его лица. Это Лев Толстой. Быть может, в одну из таких прогулок родились строчки в его дневнике: «В нагроможденных облаках просвет, и там, как красный неправильный угол, солнце. Все это над лесом, рожью. Радостно. И подумал: нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем». Эти слова с полным правом можно отнести к жизни самого Льва Николаевича Толстого.

Нам бесконечно дорог гениальный художник слова, который, по словам В. И. Ленина, «сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе».

С ранних лет мы читаем и перечитываем его бессмертные творения. Созданные его гением образы Наташи Ростовой, Пьера Безухова, князя Андрея, полководца Кутузова, простых русских воинов, защитников Москвы нам близки и дороги. Нас глубоко волнует судьба затравленной «светом» гордой и обаятельной Анны Карениной. Надолго запоминается читателю славная русская женщина Катюша Маслова, которая, несмотря на трудную жизнь, полную горя и мук, не сломилась и нашла в себе силы к духовному возрождению. Сколько титанического труда, какое богатство душевных сил вложил Толстой в эти тонко очерченные художественные образы!

В одном из писем своему другу поэту А. Фету он говорил: «Для того чтобы работать, нужно, чтобы под ногами выросли подмостки. И эти подмостки зависят не от тебя. Если станешь работать без подмосток, только потратишь материал и завалишь без толку такие стены, которых и продолжать нельзя». Художественное произведение Толстого аллегорически уподобляют архитектурному сооружению. Подмостками здесь служат многочисленные наброски, планы, черновики. Еще работая над одним из ранних своих произведений, Толстой записывает: «Надо навсегда отбросить мысль писать без поправок». От этого правила писатель не отступил всю свою творческую жизнь, в последние годы жизни он любил приговаривать: «Будет просто, если переделать раз со сто». Не жалея сил и труда, снова брался за перо, что-то вычеркивал и что-то новое вносил в текст. Тысячи рукописных листов и корректур с исправлениями - живые свидетели его большой требовательности к своему писательскому труду.

Толстой вообще не переносил праздности. Он придерживался твердого распорядка дня. Литературной работе обязательно предшествовал простой физический труд. Занятия хозяйственными делами становились одновременно необходимой внутренней зарядкой для напряженной умственной работы в кабинете.

В облике писателя живо сочетались мудрость гениального художника с предельной простотой его собственной жизни, гнев и ненависть к угнетателям народа со скромностью, добротой и отзывчивостью к крестьянам. Этим-то и объясняется большая любовь и уважение простого народа к творчеству и личности Л. Н. Толстого.

... Вскоре после похорон Толстого в Ясную Поляну стали стекаться различные журналисты. Многие из них заводили беседы с крестьянами, пытаясь узнать отдельные подробности жизни и творчества писателя. Корреспондент одного из буржуазных журналов, обратившись к дворовому человеку в яснополянской усадьбе, спросил: «Что вы знаете о писательском труде нашего великого писателя графа Льва Николаевича Толстого?» На что получил полный достоинства ответ от крестьянина:

«Писал он, это правда... И бывало, идет, остановится вдруг, книжечку маленькую достанет и запишет что-то... Не что вам до него, понять не могу. Ведь наш он, а не ваш. Нашей мужицкой жизнью жил, добрым человеком он был! И мы его любили».

И нам, советским людям, дорог Толстой - великий труженик в художественном творчестве и в жизни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Побежденный Адамас

Письма из Алмазного края