Гений русской музыки

Н Шумская| опубликовано в номере №634, октябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 60-летию со дня смерти П. И. Чайковского

Россия XIX века дала человечеству целую плеяду замечательных деятелей культуры. Среди них почётное место занимает гениальный русский композитор Пётр Ильич Чайковский. К нему по праву можно отнести слова, сказанные им же самим о Льве Толстом: «Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают всё великое, что дала человечеству Европа».

Отмечая шестидесятилетие со дня смерти П. И. Чайковского, мы с гордостью видим, что произведения его становятся достоянием широких масс в нашей стране, в странах народной демократии и всюду, где любят и чтят искусство.

Полные безграничной любви к людям, творения Чайковского покоряют своей простотой, искренностью, задушевностью. В понятной, волнующей художественной форме композитор передаёт пафос борьбы за светлые идеалы свободы и справедливости.

Чайковский выступает и как тонкий психолог - певец красоты и радости жизни. Он воспевает животворную силу любви, которая пробуждает в человеке лучшие качества, помогающие преодолевать препятствия.

Нерадостной была русская действительность в годы расцвета творчества Чайковского. Начав свою творческую деятельность в эпоху общественного подъёма в России, композитор формировался под благотворным влиянием эстетических взглядов Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Творческими принципами Чайковского навсегда стали реализм, народность и демократизм.

Естественно, что пришедшая на смену светлому периоду деятельности революционных демократов жестокая атмосфера «безвременья» была необычайно тяжела для чуткого художника.

«Мы переживаем ужасное время, - писал композитор в одном из писем в 1878 году, - и когда начинаешь вдумываться в происходящее, то страшно делается. С одной стороны, совершенно оторопевшее правительство, до того потерявшееся, что Аксаков ссылается за смелое, правдивое слово, с другой стороны несчастная... молодежь, целыми тысячами без суда ссылаемая туда, куда ворон костей не заносил...»

Композитор не смог правильно, до конца осмыслить происходящее, но как истинный патриот, глубоко любящий свою родину, он не мог не ощущать трагичности положения России, изнывающей под гнётом самодержавия.

Сила и жизненность музыки Чайковского - в неразрывной связи с народным творчеством.

В своих воспоминаниях композитор подчёркивал: «Я вырос в глуши, с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки... я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полнейшем смысле этого слова...»

Органично вплетает композитор в ткань своих произведений мелодии, мотивы и ритмы крестьянских и городских песен, танцев, плясок, творчески развивая их средствами высокого профессионального мастерства.

Нередко народная песня служит музыкальной темой его симфонии, квартета, оперной арии, фортепианной пьесы. Финал его четвёртой симфонии основан на мелодии русской песни «Во поле берёза стояла», в финале второй симфонии использована украинская песня «Журавль», а медленная часть первого струнного квартета, так восхитившая в своё время Льва Толстого, представляет собою разработку народной песни «Сидел Ваня на диване», записанной композитором во время пребывания в местечке Каменка.

Народные мелодии использованы композитором в музыке к драме А. Н. Островского «Снегурочка», в операх «Воевода», «Опричник», «Мазепа» и многих других произведениях. Важно, однако, отметить, что близость творчества Чайковского к народной музыке отнюдь не ограничивается умелым развитием народных мелодий. Проникновение в стиль и характер народной музыки, постижение народного творческого метода позволяет композитору создавать мелодии, нередко трудно отличимые от народных, и придаёт всей его музыке ту особую душевную теплоту, то ощущение родного, русского, в котором слышатся и голоса русской природы и как бы сама душа русского человека, вылившаяся в звуках песни.

В своём творчестве Чайковский неоднократно обращается к патриотическим темам, связанным с историческим прошлым русского народа. Таковы опера «Мазепа» на сюжет пушкинской «Полтавы», увертюра «1812 год», посвященная героической борьбе русских людей с нашествием Наполеона, кантата «Москва», воссоздающая страницы истории нашей столицы. Но тема патриотизма не исчерпывается этими произведениями в творчестве Чайковского.

В симфониях и операх, в романсах и инструментальных пьесах - о чём бы он ни писал, какие образы ни стремился бы воплотить - Чайковский неизменно остаётся пламенным патриотом. «Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лица, русские обычаи...» - писал композитор.

Искренность, теплота музыки Чайковского, её мелодическая яркость, своеобразие и богатство развития музыкального материала, песенность, проникающая во все жанры творчества, ясность и стройность формы - вот те качества, которые позволяют говорить о стиле Чайковского как о подлинно русском, реалистическом музыкальном стиле.

Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в городе Воткинске, где его отец работал начальником казённого завода. Образование будущий композитор получил в Петербургском училище правоведения, которое окончил в 1859 году. Карьера чиновника не привлекала Чайковского. С годами в нём крепло решение посвятить себя музыке, к которой его влекло с детства. В 1862 году он становится студентом Петербургской консерватории.

По окончании курса Чайковский ряд лет был профессором Московской консерватории. Свой педагогический опыт композитор обобщил в написанном им учебнике гармонии. Некоторое время Чайковский регулярно выступал в печати как музыкальный критик - поборник передового национального искусства.

В эти же годы Чайковский сблизился с группой композиторов, вошедшей в историю русской музыки под названием «Новой русской школы», или «Могучей кучки». Идеологом и руководителем кружка был композитор М. А. Балакирев, в содружество входили А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи и Н. А. Римский - Корсаков. У них была одна цель - служение родному народу, родному искусству, - к ней всем сердцем стремился и Чайковский. Он во многом не соглашался с «балакиревцами», но, так же как и они, смело отстаивал интересы русского реалистического искусства.

Чайковский был тесно связан с передовыми деятелями русской культуры: драматургом A. Н. Островским, музыкальным критиком B. Ф. Одоевским, артистами Малого театра. Во многом его обогатило знакомство со Львом Толстым, Чеховым и другими выдающимися людьми того времени.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены