Он выслушал, улыбнулся.
- Попробуем посчитать на бумаге.
Вскоре он представил техническому комитету планерного совета подробный расчет, убедивший всех неверующих. Мы тронулись в путь!
Планеры в тридцатые годы были разведчиками новой аэродинамики, они учили не только летать, но и конструировать, - то был передний край новаторсного проектирования. Не случайно все знаменитые авиационные конструкторы прошли школу в планеризме.
Планер «Упар», созданный в 1932 году, был не только любимым творением О. Антонова, - он получил всеобщее признание. Его поднимали на щит простота, доступность начинающему пилоту и... дешевизна. В этом последнем качестве немалая доля «секрета» его популярности.
Прочный, надежный и простой летательный аппарат за 1 520 рублей (около 300 рублей по новому курсу). Неплохо! А если добавить сюда бесплатную энергию ветра, просто отлично!
«Рот-Фронт» появился незадолго до войны. Планеристы встретили его «на ура». Рекордно-пилотажный планер - мечта! Он вдохновил планеристов, и те с удвоенной энергией стали готовиться к побитию рекордов. Ольга Клепикова в 1939 году установила мировой рекорд дальности парящего полета не только среди женщин, но и мужчин, пролетев за 8 часов 25 минут 749 километров.
... Пришла война. Рекорды на время отошли в сторону. Смелые ночные полеты к партизанам совершали тогда планеристы на семиместном десантном планере Антонова «А-7», перевозя оружие, медикаменты, взрывчатку.
В войну у конструктора рождается мысль создать неприхотливый самолет-труженик. Его теперь знают во всех уголках нашей огромной страны. Это «АН-2». Он проникает на горные пастбища, в тундру, в пустыню и почти везде может сесть. Он тушит лесные пожары, разведывает косяки рыбы, травит саранчу, опыляет хлопок и сады, вносит в почву минеральные удобрения. А газеты, письма, перевозка пассажиров, врачей к больным, особенно в распутицу? Пожалуй, невозможно перечислить всей его полезной людям работы. Этому некрасивому, «мускулистому» тихоходу заслуженно повезло. Шутка сказать - половина всех летных часов ГВФ на его плечах!
Потом появляется антоновский самолет-гигант «АН-10», потом «АН-12», летавший на Южный полюс, а совсем недавно - двухмоторный «АН-24».
... Передо мной опять обложка журнала. Год 1961-й. Двухмоторный самолет мчится над морем зеленеющих полей. На фюзеляже самолета надпись - «Смена». Это редакционный авиаперелет на самом последнем самолете Антонова - «АН-14» («Пчелка»).
Один за другим выходят в небо новые антоновские самолеты. Но и сегодня авиаконструктор не забывает планеристов. Олег Константинович строит современные планеры, и они приносят новые мировые рекорды.
От первых набросков за своим кульманом до момента, когда стоместный лайнер выкатывается из сборочного цеха на летное поле, проходят месяцы кропотливого труда многих и многих умных, умелых и опытных людей. Нет возможности перечислить все специальности и профессии, подключившиеся к этому делу, - вероятно, их тысячи. И все эти люди зажигаются одной общей идеей, «болеют» за ее осуществление, испытывают муки исканий, решают множество, казалось, неразрешимых задач. И в курсе всех дел должен быть главный конструктор: он направляет, помогает, принимает окончательное и ответственнейшее решение. Ему подчас бывает очень трудно, но он не может, не имеет права хоть на минуту опустить руки - на него смотрят тысячи и тысячи глаз.
Прежде всего кого считать молодым специалистом! Обычно им считается окончивший высшее или среднее специальное учебное заведение год, два, три тому назад.
Через 3-4 года он как будто перестает быть «м. с». Возникает следующий вопрос: что же такое «молодой»! Недостаточно опытный! Не обжегшийся на трудностях и отдельных неудачах! Недостаточно осторожный!
Я думаю, что все эти недостатки временные и преходящие. Напротив, достоинства молодого специалиста: способность к восприятию огромного объема новой информации, творческий пыл, основанный на интересе к своему делу, непримиримое отношение ко всякой псевдонауке, догматизму и суррогатам учености, жадность к новому, неосвоенному, непознанному, стремление пробиться на передний край науки, стремление заглянуть в неведомое, вера в свои силы, щедрость от ощущения безграничных возможностей науки и вера в свою способность без меры черпать из этого неиссякаемого источника - эти достоинства не обязательно должны быть временными и преходящими. Молодость - это не мера времени и лет, это мера душевного потенциала.
Есть счастливые люди - и их у нас становится все больше, - остающиеся молодыми на всю жизнь, люди, для которых эти рабочие качества становятся органическими, становятся чертами их характера, их стилем работы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.