Где искать синюю птицу

Елена Коровина| опубликовано в номере №1280, сентябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

их, я должен передать им свой опыт. Студенты вот часто спрашивают: плохо ли подражать кому-то? Но ведь вначале всегда кому-нибудь подражаешь. Это неизбежно. И я не против, не критикую за это, знаю: рано или поздно найдут свой рисунок. Но есть то, что нужно осознать с самого начала: в каждый спектакль актер должен – да просто и не имеет иного права! – внести одержимость какой-то большой идеей, восставать против подлости, восторгаться силой чьего-то чувства и мужества. В спектаклях нашего театра, на мой взгляд, это проявляется особенно. Ведь как часто говорят: «Музкомедия... Что вы можете?» А ведь говорят именно потому, что в «легком» жанре – что греха таить! – еще встречаются и пошлость, и узость кругозора, и стремление вытянуть спектакль на красивой мелодии и обаянии юной актрисы. А между тем мы можем очень многое. Когда ставили «Отражение», спектакль о ленинградской блокаде, многие считали, что он неуместен в Театре музыкальной комедии. Но мы с режиссером В. Воробьевым думали иначе: спектакль должен был появиться в нашем театре! На обсуждении нас поддержали шефы с фабрики (Красное Знамя». «Ваш театр был с городом в те тяжелые дни: вы ободряли и веселили, – сказали они. – Вы с полным правом можете вспомнить, как это было».

И театр вспомнил. И авторам было что вспомнить: режиссер Воробьев мальчишкой сам пережил блокаду, у него на глазах умер старший брат: композитора А. Колкера ребенком вывезли на Большую землю: отец Костецкого прошел всю войну.

В этом спектакле нельзя было играть – нужно было жить. И пережить, перенести боль памяти. На одну из репетиций пригласили группу ребят из детской музыкальной школы. Тонкие детские голоса запели «Священную войну». После первого куплета репетиция прервалась. Актеры не смогли сдержать слез. В тот день больше не репетировали.

– В спектакле остались взрослые исполнители, – рассказывает Виктор. – Но продолжавшие звучать в нас те детские, щемящие голоса стали болью всего спектакля. Дети и блокада – это страшно, невозможно, несовместимо. Но это было. И мы не забыли. Мы не имеем права забывать... Что ж, разве всегда Театр музыкальной комедии дол-ясен забавлять и веселить людей?

Наверно, именно такие спектакли, страстные. бескомпромиссные, сделали Виктора Костецкого любимым актером ленинградцев. Теперь он уже заслуженный артист республики, хотя, честное слово, солидности не приобрел. По-прежнему он день и ночь пропадает в театре, что-то придумывает, репетирует. И на вопрос, есть ли у него любимая роль, улыбается:

– Все любимые. Если встречается нелюбимая. надо отказываться. Ведь на время спектакля роль – это твоя сущность. Нельзя общаться с человеком, если он тебе неинтересен. Нельзя играть. если роль тебя «не греет». Из бесстрастного наблюдения тепла не родится.

...Однажды Костецкому предложили сыграть Некрасова. Эпизоды в фильме не очень большие, но ведь это Некрасов – любимый поэт! Придя домой, Виктор схватился за томик его стихов. Когда-то он зачитывался некрасовскими стихами вместе с мамой. Она рассказывала о поэте увлекательно и чуть печально. Перед глазами вставал Рыцарь добра – страстный и бескомпромиссный. Могли ли они в те долгие вечера подумать, что Виктор сыграет роль поэта в фильме «Зеленая карета»!

Да, в героях Костецкого много рыцарства, благородства, душевной стойкости. Недаром он мечтает сыграть Сирано де Бержерака – неистового гасконца, грустного мудреца.

Эти черты рыцарства и благородства проступают и в современных ролях Костецкого. В новом фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.» он снялся в роли Отца. Когда на обсуждении спросили одного парнишку: «Как ты думаешь, какой он, этот отец?» – мальчишка ответил: «Не знаю. Но такого я бы хотел и себе». Да, именно такого – справедливого и чуткого старшего друга.

А вот Даша, поняв однажды, что папа окончательно заработался в своем театре, уходя спать. оставила ему маленькую записку большими печатными буквами: «Папа, я не знаю, что происходит на свете, но мне нужна елка!»

Оказывается, работы было так много, что Виктор забыл про Новый год.

Елку, конечно, нашли. И на Новый год позвали всех друзей. И начался один из тех веселых домашних капустников, о которых потом долго вспоминают в театре. И хозяин дома пел, сочинял стихи. пародировал друзей, разговаривал голосами Этуша и Папанова. И все были счастливы. Потому что поверили в новогоднее чудо, в себя, в то, что все вместе они найдут свою Синюю птицу.

Помните, как в старом волшебном спектакле: «Мы длинной вереницей пойдем за Синей птицей...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены