Гармония

Янис Броделис| опубликовано в номере №1250, июнь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Начну с факта общепризнанного: государственная система профессионально-технического образования уже стала основным источником пополнения народного хозяйства квалифицированными рабочими кадрами. И самым надежным источником. Многолетние наблюдения специалистов доказывают, что производительность и качество работы «дипломированных» рабочих – наших выпускников – выше, чем у их сверстников, прошедших обучение непосредственно на производстве. Они активнее включаются в движение рационализаторов и изобретателей, быстрее поднимаются по ступенькам, ведущим к высотам квалификации, легче приживаются на предприятиях, реже меняют профессии, их чаще выдвигают в бригадиры и мастера.

В наше время – в эпоху НТР – все меньше и меньше становится работы низкоквалифицированной и все больше специальностей, сложность которых не оставляет надежды на то, что ими можно овладеть «с налета». Кроме того, современное производство все настойчивее требует специалистов широкого профиля, с солидной политехнической подготовкой.

Все это убеждает: уже недалеко время, когда все рабочее пополнение будет приходить на производство из наших училищ – средних ПТУ и технических, дающих рабочую квалификацию молодежи, окончившей десятилетку. Подготовка рабочих непосредственно на предприятиях сохранится лишь для немногих профессий – редких либо специфических для данного предприятия. Отсюда – масштаб, сложность и важность работы училищ профтехобразования. Ведь именно в наших классах, в наших мастерских готовится, воспитывается рабочий класс будущего – самая могучая сила общества, чье мастерство, знания, идейность, нравственно-моральные качества будут определять завтрашний день нашей жизни.

До установления Советской власти в Латвии действовало около 30 училищ. Обучалось в них не более 3 тысяч человек. И этого было даже много – у ворот каждого завода, каждой фабрики по утрам выстраивались очереди безработных... За годы, что прошли с тех пор, объем промышленной продукции вырос в республике в десятки раз. Сейчас у нас 77 училищ, в которых получает специальность 31 тысяча учащихся.

Система профтехобразования Латвии росла, развивалась, совершенствовалась вместе со всей республикой, шла в ногу с ее экономикой. Сразу после войны ФЗУ в предельно сжатые сроки готовили строителей для восстановительных работ. Потом стала все более расширяться подготовка рабочих для традиционных отраслей нашей промышленности – радиотехнической, машиностроительной, деревообрабатывающей, полиграфической. Начала развиваться химическая промышленность – мы открывали училища соответствующего профиля. Построили целый ряд учебных комплексов для подготовки механизаторов и мелиораторов. XXIV и XXV съезды КПСС поставили перед республикой задачу: всемерно развивать легкую промышленность. Вместе с крупными предприятиями, такими, как комбинаты в Лиепае и Огре, строились и открывались училища, в которых готовились их будущие работники. Сейчас мы много занимаемся проблемой резкого улучшения уровня бытового обслуживания, расширением сферы услуг.

В 1980 году в республике останутся только средние ПТУ. Постоянно увеличивается число технических училищ. Все крепче становятся на ноги вечерние училища и вечерние отделения ПТУ, в которых молодые рабочие смогут не только повысить свою квалификацию, но и получить среднее образование. Во всех училищах идет целенаправленная работа по совершенствованию процесса обучения: повсюду введена кабинетная система, широко используются технические средства обучения, раздаточный материал, улучшается оборудование лабораторий и мастерских – мы стремимся, чтобы оно соответствовало оборудованию предприятий, на которых нашим выпускникам предстоит трудиться.

Можно ли, однако, считать, что задача подготовки молодого рабочего выполнена, если он просто достаточно хорошо овладел специальностью? Вряд ли. Одних навыков работы тут мало. Обучая будущего рабочего мастерству, нельзя не заниматься одновременно формированием его мировоззрения, его отношения к людям, к своему делу. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования», принятом 30 августа 1977 года, четко сформулировано: «Добиваться органического единства учебного и воспитательного процесса».

В нашем обществе совершенствование личности не личное дело каждого. Все мы заинтересованы в том, чтобы человек по-настоящему раскрыл свои способности, активно проявил себя как личность творческая. И это не может не быть заботой системы профтехобразования, чей долг – дать учащимся основы нравственно-эстетических знаний. Ведь эстетическое воспитание – это и непременно воспитание этическое. Действительно прекрасное всегда нравственно. Истинное искусство – великая наука добра. Не менее важно научить наших ребят умению находить и вносить эстетические начала в свою трудовую деятельность, в свой быт, досуг.

У нас уже сложилась и определенная система эстетического образования учащихся. А начала она закладываться еще в послевоенные годы. Первые уроки эстетики мы проводили во внеурочное время – программа их не предусматривала. Мы сами, по собственной инициативе, договаривались о таких занятиях – это было что-то вроде консультаций культурного, художественно эрудированного человека, – искали подходящих людей. Зато когда курс эстетики был включен в учебные планы, у нас уже оказались накоплены и определенные традиции такого обучения и кое-какие наблюдения, из которых мы исходили, строя работу.

Действенность урока эстетики зависит от его идейно-методического уровня и наглядности: произведения искусства плохо поддаются описанию, их надо видеть, чтобы воспринимать. Фактически во всех училищах Латвии сейчас оборудованы отдельные кабинеты эстетического воспитания. А в прошлом году был проведен республиканский смотр-конкурс на лучший кабинет. Это был отличный обмен опытом. Лучшими были признаны кабинеты, не просто хорошо оснащенные техническими средствами и наглядными пособиями, – не меньшее внимание обращалось на творческое разнообразие методов преподавания. У преподавателей лучших кабинетов – в ГПТУ-1 Даугавпилса (преподаватель Г. П. Писаренко), в ГПТУ-22 Риги (преподаватель Г.И.Потапова), в ГПТУ-35поселка Олайне (преподаватель К. В. Эйдука) – очень популярны нестандартные формы уроков – беседы, диспуты, викторины, экскурсии на базовые предприятия. При этих кабинетах организованы кружки, в которых ребята помогают преподавателям изготовлять наглядные пособия, делают доклады, выпускают стенгазеты.

Понятно, что сам по себе курс эстетики не может полностью решить задачу эстетического воспитания. Успех здесь может принести только комплексный подход, когда уроки в классах эстетики закладывают фундамент, а остальное достраивается, доводится в процессе самой широкой внеклассной работы. Формы ее, как подсказывает опыт, должны быть самыми многообразными. Здесь и работа нескольких – чтобы удовлетворять самым разным вкусам – коллективов художественной самодеятельности в каждом училище и встречи с поэтами, писателями, художниками, музыкантами, актерами. Концерты-лекции и передвижные выставки живописи, скульптуры, прикладного искусства. Посещения спектаклей и концертов, музыкальные лектории, кинолектории, клубы интересных встреч, народные университеты, олимпиады по эстетике, выставки технического и художественного творчества учащихся, поэтические кафе... Перечислить все просто невозможно.

Особенно глубокое впечатление производят на ребят личные встречи с работниками искусства.

...Хорошо помню свое первое выступление в Союзе писателей Латвии. Рассказал о наших училищах, о наших заботах, планах. Попросил о помощи, пригласил писателей побывать у нас. Не могу сказать, что у нас сразу возникло полное взаимопонимание. Были и сомнения в необходимости и действенности таких контактов. Но постепенно все больше и больше писателей становились гостями училищ. Отношения учащихся с ними становились все непосредственнее, дружественнее, прочнее. Установили мы контакты и с ДОУГИМИ творческими союзами. Видимо, нам удалось пробудить у творческой интеллигенции интерес к нашей системе. Подтверждением этому может служить тот факт, что в Союзе писателей и Союзе композиторов Латвийской ССР состоялись расширенные заседания секретариатов, на которых обсуждались мероприятия по повышению роли литераторов и композиторов в нравственно-эстетическом воспитании учащихся профтехобразования. Были заключены договоры о совместной деятельности между Госкомитетом по профтехобразованию и Союзами писателей, композиторов и художников республики, а также Латвийской государственной филармонией и республиканским отделением бюро пропаганды советского киноискусства. Так что наши отношения – это не разовые «шефские мероприятия», а самая настоящая дружба, взаимное обогащение.

«У рабочей юности я черпаю свое вдохновение», – к этим словам нашего прославленного композитора Арвида Жилинского, уверен, присоединятся многие деятели искусства Латвии. Сам Жилинский, сделавший исключительно много для эстетического воспитания молодых рабочих, написал более сорока песен, посвященных молодежи, которая учится в ПТУ. Народный композитор республики Янис Озолинь более двадцати лет назад написал первую песню о трудовых резервах «Шаг за шагом, плечом к плечу». За это время наши училища выпустили 250 тысяч рабочих. Думаю, среди них не найдется ни одного, кто бы не пел этой песни. Поют ее и сейчас. Композитор уже другого поколения Раймонд Паул начинал свой творческий путь как руководитель эстрадного оркестра нашего Дома культуры.

Повести и поэмы, рассказы и сценарии о молодых рабочих пишут лучшие писатели Латвии. Среди них Анна Саксе, Валдис Луке, Ария Элксне, Вилис Лацис, Жанис Грива, Оярс Вациетис. Выступают они и на страницах газеты «Молодые руки» – органа республиканского Госкомитета по профтехобразованию. Было выпущено три сборника литературных произведений о нашей системе. 52 художника республики представили свои работы на конкурс на лучшее произведение литературы и искусства, посвященное учебе, труду и быту учащихся и работников профтехобразования. Уже дважды проводились выставки «Человек труда в изобразительном искусстве». В них принимали участие такие мастера, как лауреат премии Ленинского комсомола Гунар Кроллис, Джемма Скулме, Улдис Земзар и другие.

Одна, из отличительных черт эстетического воспитания в наших училищах – массовость его воздействия. Возьмем, к примеру, ежегодные конкурсы чтецов. Начинаются они в группах. Участвуют в них все учащиеся без исключения. Затем проходит училищный конкурс, потом зональный. Завершает все республиканский. В результате в каждом конкурсе ежегодно участвует до 20 тысяч учащихся. До трех тысяч человек выступают на концертах, посвященных празднику труда.

Органически вливаясь во всю систему идейно-политического и нравственного воспитания, эстетическое воспитание своими средствами не только развивает у молодежи чувство прекрасного, любовь к искусству, но и формирует у юношей и девушек нравственно-эстетические стимулы к труду. «Настоящий пахарь не позволит себе проложить кривую борозду, сделать это не позволят его духовные качества, И здесь уже начинается эстетика». Слова эти принадлежат Карлу Миеснику, профессору, народному художнику Латвийской ССР.

В наших училищах молодые проводят лучшие годы своей юности, когда на всю жизнь складывается представление о мире, о преходящих и главных его ценностях. На всю жизнь...

«Совершенствование чувств», говоря словами Л.Н.Толстого, – процесс, длительный по времени. Как нельзя представить себе усвоение в мгновение ока профессиональных и технических знании, так невозможно мимоходом воспитать духовно развитого, эстетически образованного человека. Вот почему процесс этот упорно и настойчиво творится в наших училищах ежедневно на уроках и после них. Совместно с работниками литературы и искусства республики. И этой работы не может быть слишком много, ее всегда только мало.

Обучение и воспитание молодых рабочих – нелегкое дело. Но подготовка новых кадров рабочего класса в эпоху научно-технической революции – задача общенародного масштаба. Только постоянное совершенствование всей учебно-воспитательной работы в профтехучилищах даст нашему обществу необходимое число рабочих, обладающих высоким профессиональным мастерством, прочным запасом жизнеутверждающих сил, большой духовной культурой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены