На окраине Москвы выросли огромные бетонные корпуса завода «Красный пролетарий». Новенькие станки выстроились в цехах черными рядами. Вступив в строй индустрии и сделав первые шаги, завод споткнулся. И со стен и заборов кричали тревожные строки: «В дизельном цехе прорыв! Апрельский план выполнен на 42%».
Щукарев, зав. дизельным цехом, недоуменно пожимал плечами. Строгий приказ о выполнении плана. Половине всех мастеров и 40 рабочим объявлен выговор. Сняты с работы техники. Сам он «перестроился» - сидит в цехе до пяти, тогда как при хозяине на старом заводе сидел по 2 - 3 часа. Чего еще? Щукарев придерживался правила - быть грозным. Рабочие шарахались от него. Однажды он выгнал из своей конторки председателя цехкома. В цехе появлялся редко. Когда докладывали об аварии - посылал людей и сам в конторке ждал рапорта. Привезли и установили новые станки. Щукарев прошелся между ними, с видом знатока потыкал пальцем в шестерни и ушел - ознакомление было закончено. Потом выяснилось - станков - он не знал, приказы об их ремонте писал наугад. Щукарев жил замкнуто. Всхрапнув после обеда, он вытаскивал потрепанные романы Жюля Верна и погружался в чтение до поздней ночи. Щукарев удивился, когда его сняли. В цех пришел Фокин - один из новых инженеров, бывший токарь. После 8 лет трудной учебы он попал в дизельный цех. Осмотрел станки, провел беседы с рабочими. Было ясно, что рабочие цеха запуганы Щукаревым. Станки расставлены неверно, мощность их недоучтена на... 60 проц. Производственного обучения нет.
Токаря разной квалификации получают равную зарплату.
Фокин выполнил план первоочередных мероприятий. Шесть рабочих выдвинуты инструкторами. В каждой бригаде введены ежедневные производственные совещания. Собрано 120 рационализаторских предложений - в цехе бурно заговорила общественность. Вместе с рабочими разработана сдельщина. Предложение о замене баббита другим составом осуществлено в декаду. Симонов, токарь, предложил ввести многосменность. Рабочие сами испытали и наладили новые станки. Когда токарь Чинаков отказался от работы, его судил общественный суд. «Не место Чинакову на заводе», сказал суд. И с той норы имя Чинакова стало позорным. Судили двух прогульщиков. Только два выговора, а в цехе резкий перелом. Секрет победы Фокина прост - бороться за план в контакте с рабочей общественностью, мобилизовать энергию. Этими качествами, на ряду с хорошим знанием производства, должен обладать каждый наш инженер.
Знаете ли вы, гр. Щукарев, на что способны рабочие, которых вы так презирали?
Работа инженера Пети Башмакова началась в 1927 г. на заводе им. Лепсе, куда он поступил слесарем. Через год - Башмаков настройщик станков. Днем он в цеху, а ночью за книжками - учился в техникуме. Сознайтесь, гр. Щукарев, вы ведь совсем не так обучались.
Башмакова бесила частая поломка станков. В цехе все 108 рабочих были новичками. Он принял героическое решение: ознакомить каждого новичка со станком. И каждый раз после гудка у станков собирались оживленно галдящие кучки: Петя объясняет станок, приемы, организацию работы. 62 чел. сейчас работают квалифицированными токарями, 6 - выдвинуты в мастера. В 1929 году Башмаков уже мастер механического цеха. В цехе - первобытный хаос: станки разбросаны, процессы перепутаны, завалены проходы. Петя убеждает: надо ввести поточную систему! Месяц в цехе стоял грохот, гам (перетаскивали 54 станка), но потом пошли другие темпы. Если раньше деталь проходила 25 метров, - теперь проходит 6 - 7. Одна реформа потянула за собой десятки улучшений, ввели стандартные резцы, на 12 операций сократили обработку деталей мотора. В эти дни задание цеху было повышено на 24 проц.
Башмакова охватило бешенство работы. Получив звание техника и побывав за границей, он поражает исключительной работоспособностью: организовал отдел подготовки и инструментальную и одновременно разработал 18 крупнейших поправок к электромоторам. Создал опытную мастерскую. Предварительные испытания здесь новых моторов предупредили огромные затраты - мотор Штеера оказался негодным. Наоборот, текстильные веретена доведены до совершенства. Но самая крупная победа Башмакова - отмена проекта нового цеха текстильных моторов. Петя был за границей, когда утвердили этот проект. Просматривая чертеж после приезда, он обомлел от удивления: нет потоков, нет транспортеров. И это в новом цехе! Башмаков потребовал отмены проекта. Бой был неравный, но короткий. Защитники проекта твердили: проект хорош! Башмаков доказал: спутаны все процессы, не рассчитаны потоки деталей. Выставили последний довод: нет других проектов! Вместо ответа Башмаков составил новый проект в две недели: по - новому расставил станки, выпрямил потоки. Начал он с того, что упростил детали текстильного электромотора, который будет вырабатываться в новом цехе. Лишними оказались до 20 станков - так сэкономил он 120000 руб. валюты.
Активное вмешательство в разработку технических вопросов, настойчивое внедрение новых методов (автоматизм, конвейер, электрификация) - вот вторая отличительная черта подлинно нового инженера.
Бодрые, энергичные люди подсели к колбам и микроскопам. По - новому потекла жизнь в огромных лабораториях научных институтов. Рабочий пришел в науку. Из 24 000 научных работников - 20 000 пролетариев. Вот Сорокина - дочь железнодорожного машиниста, заведующая биохимической лабораторией института агропочвоведения.
Сорокина не только освоила аппараты - она уже поставила ряд крупных вопросов, имеющих большое значение для социалистического земледелия. Например искусственное засоление почвы. На основании ее выводов для каждой почвы устанавливается правильный режим питания солями. Скоро будет разрешен вопрос о произрастании растений в солончаках. Теперь, когда в этих стенах накопились анализы 'решительно всех почв, институт на основании опытов лаборатории Сорокиной выдвигает грандиозную задачу - по всему лицу советской земли правильно перераспределить растительный покров. Понемногу Сорокина вместе с товарищами добралась до главного - до методов исследования почвы. До 1930 г. господствовал буржуазный метод исследования: почву рассматривали как товар и хищнически истощали, равняясь на интересы мелкого собственника, кулака. Кроме того, буржуазные методы исследования только констатировали процессы, происходящие в земле, но не пытались активно в них вмешаться. Молодые ученые института агропочвоведения дали бой по всем направлениям. Взят твердый курс на обобществленное, крупное, с научной эксплоатацией почвы хозяйство. Выработан ряд методов (в том числе режим питания), активно воздействующих на процессы, происходящие в почве.
Они идут и упорно дерутся за свое место в цехах и лабораториях - тысячи Фокиных, Башмаковых, Сорокиных. В промышленности уже работает инженер - пролетарий: В сельхозакадемии им. т. Ленина из 1 000 аспирантов 700 - выходцы из рабочих и крестьян. Лучшими московскими заводами - им. Лепсе, «Мосэлектрик» - руководят исключительно молодые инженеры.
Новые специалисты воспринимают традиции лучших инженеров человечества - Фарадея, Уатта - и свободные от пут, которыми опутывает научную мысль современное капиталистическое общество, продолжают великое дело покорения природы. Они завоюют землю, они будут ее властелинами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Продолжение