Василий Карпов со своей бригадой пришел на стройку и двадцать девятом году. Их 70 человек, они пришли все из одного колхоза, из одной деревни Немцовки, пришли, когда еще не было ни корпусов, ни узкоколейки.
Думали работать, как раньше, где кому вздумается, кто сколько сработает, но стройка их объединила в одну бригаду. На четвертый день приезда в маленьком деревянном бараке выбирали бригадиром Василия Карпова. Он работает 28 лет. И большинство голосов подхватило:
- Карпова!
- Василия Карпова! Карпов стоял в середине.
- Да что вы, ребята, вы бы грамотного кого поставили, а я что: каменщик и каменщик, из молодежи нужно.
На голоса не дали кончить Карпову:
- Поработаешь, а там и грамоте научишься. Так в маленьком деревянном бараке организовалась бригада семидесяти. Большинство в бригаде - молодежь, а комсомольцев - один Ванька Жуков. Ему 19 лет, он самый грамотный парень. Еще в деревне обучал ребят писать селькоровские заметки, был избачом, вот и на строительстве передовиком. Собрал себе молодежное звено в 15 человек. Звено вызвало на соревнование стариков. - Не сдадим, ребята, не отстанем от стариков, - говорил Ванька. Работали на кладке корпусов. Дневная выработка на каждого.
Первые дни не спорилось в работе, старики обгоняли молодежь, а после работы, дорогой в барак, смеялись бригадиру Василию:
- Кусумольцы хотели нас в работе перешибить! Молокососы, не могут понять, что старики - то 20 и 30 лет работают, навыков - то больше, а они 2 - й год и хотели стариков обогнать.
Долго смеялись над ребятами и за работой и в бараке. На второй декаде молодежное звено стало догонять в выработке стариков, серьезнее относилось к работе и в начале 3 - й декады поравнялось со стариками.
Радовались ребята, но больше всех был весел Ванька Жуков. В красном уголке барака вертелся Ванька перед бригадиром Карповым: Дядь Вась, мы стариков - то сегодня нагнали, они выработали 10 рядов кладки, а мы тоже.
Он бегал от койки к койке, бегал в коллектив комсомола, везде рассказывая о своей победе.
Сегодня с утра льет мелкий сентябрьский дождь. В такие дни кладка смен бывает хуже, да и работать нельзя. Дождь пробивает насквозь, руки зябнут, не могут так крепко держать кирпич, чтобы не портить материал. Бригада Василия Карпова начала работу.
- Кончай, ребята, - кричит бригадир, идите в первый этаж. Собрание маленькое будет.
Со всех сторон стройки выходили каменщики и брезентовых, потертых кирпичами фартуках. Фартуки потеряли свой цвет и стали красными.
В незастекленные окна хлестал дождь, сентябрьский ветер врывался к людям в середину здания, поднимал вихрь кирпичной пыли. Многие ругались:
- Вот сволочь, без времени пошел, мы бы сегодня заднюю стенку второго - то этажа закончили. Собрание открыл Василий Карпов.
- Товарищи, мы сейчас работаем уже на постройке бани, новых домов. Вот срок строительства бани нам дан 2 месяца, а я думаю не тянуть время, мы его отстроим в полтора.
Из середины выкрикнули:
- Материалом бы снабжали, а там что в полтора сгрохаем, а о материале пускай Карпов и заботится.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.