(Харьков, узловая школа ученичества Южн. ж. д.). Захожу в контору, подаю бумажку от редакции.
- Хорошо. Идемте в учебную мастерскую. Пришли. Работа идет во - всю.
- Ну, что вас интересует? Быстро вынимаю блокнот и говорю:
- Расскажите о методе ЦИТ'а. Вооружившись карандашом, слушаю.
РАНЬШЕ, КОГДА УЧЕНИК поступал в фабзавуч, ему сейчас же давали зубило и молоток, и он приступал к учебе. Теперь не то. Прежде, чем начать работу, он должен пройти метод ЦИТ'а. Имеются специальные аппараты для изучения этого метода. ЦИТ преследует цель: научить ученика работать мускулатурой, т.е. не сгибая корпуса давать правильным удар. На деревянных приборах показывает ученикам, как нужно работать по этому методу. Ученики, не обучавшиеся по методу ЦИТ'а, работали в большинстве случаев за счет корпуса, и поэтому они делались сутулыми. Ученик, который обучался по методу ЦИТ'а, может изготовить такой инструмент, как, например, кронциркуль за 15 часов, а не проходившему этот метод, потребуется 30 - 32 часа.
А ЧТО УЧЕНИК делает, когда проходит метод ЦИТ'а.
Ему дают рубить железо, например, берут кусок железа, смазывают мелом и дают ему просохнуть. Затем, посредством кронциркуля ученик выводит круги различных величин, и вырубает их. Затем ученик должен еще пройти столярное дело, проработав там 2 месяца, токарное - столько же и, наконец, кузнечное - один месяц. Когда ученик проработал во всех мастерских, он, по желанию и по способностям, выбирает себе специальность.
На третьем году обучения ученики объединяются в отдельные ученические организации под руководством специальных руководителей. Ученики работают непосредственно на производстве на отдельных выделенных станках.
И, наконец, 4 - й год ученики работают на производстве, при чем во втором полугодии, смотря по успеваемости их зачисляют в штат рабочих.
Потолковав с руководителем, я отправился к фабзайцам, разузнал у них про их житье - бытье.
Собрал ребят.
- Ну, расскажите, как вам нравится школа, какие недостатки?
Каждый старается что - нибудь сказать.
- Вот у нас инструментов не хватает и приходится бегать по мастерской, пока достанешь, а время уходит.
- У нас большое желание стать к токарному станку, а станков мало.
- А каково отношение к вам руководителей?
- Отношение хорошее. Но вот мне дали работу, я ее уже несколько раз делаю, а другую работу не дают.
Вот как отзываются фабзавучники о своей школе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.