Фабзаячьи дела

опубликовано в номере №31, июнь 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

(Харьков, узловая школа ученичества Южн. ж. д.). Захожу в контору, подаю бумажку от редакции.

- Хорошо. Идемте в учебную мастерскую. Пришли. Работа идет во - всю.

- Ну, что вас интересует? Быстро вынимаю блокнот и говорю:

- Расскажите о методе ЦИТ'а. Вооружившись карандашом, слушаю.

Метод ЦИТа

РАНЬШЕ, КОГДА УЧЕНИК поступал в фабзавуч, ему сейчас же давали зубило и молоток, и он приступал к учебе. Теперь не то. Прежде, чем начать работу, он должен пройти метод ЦИТ'а. Имеются специальные аппараты для изучения этого метода. ЦИТ преследует цель: научить ученика работать мускулатурой, т.е. не сгибая корпуса давать правильным удар. На деревянных приборах показывает ученикам, как нужно работать по этому методу. Ученики, не обучавшиеся по методу ЦИТ'а, работали в большинстве случаев за счет корпуса, и поэтому они делались сутулыми. Ученик, который обучался по методу ЦИТ'а, может изготовить такой инструмент, как, например, кронциркуль за 15 часов, а не проходившему этот метод, потребуется 30 - 32 часа.

После ЦИТа

А ЧТО УЧЕНИК делает, когда проходит метод ЦИТ'а.

Ему дают рубить железо, например, берут кусок железа, смазывают мелом и дают ему просохнуть. Затем, посредством кронциркуля ученик выводит круги различных величин, и вырубает их. Затем ученик должен еще пройти столярное дело, проработав там 2 месяца, токарное - столько же и, наконец, кузнечное - один месяц. Когда ученик проработал во всех мастерских, он, по желанию и по способностям, выбирает себе специальность.

На третьем году обучения ученики объединяются в отдельные ученические организации под руководством специальных руководителей. Ученики работают непосредственно на производстве на отдельных выделенных станках.

И, наконец, 4 - й год ученики работают на производстве, при чем во втором полугодии, смотря по успеваемости их зачисляют в штат рабочих.

Потолковав с руководителем, я отправился к фабзайцам, разузнал у них про их житье - бытье.

Собрал ребят.

- Ну, расскажите, как вам нравится школа, какие недостатки?

Каждый старается что - нибудь сказать.

- Вот у нас инструментов не хватает и приходится бегать по мастерской, пока достанешь, а время уходит.

- У нас большое желание стать к токарному станку, а станков мало.

- А каково отношение к вам руководителей?

- Отношение хорошее. Но вот мне дали работу, я ее уже несколько раз делаю, а другую работу не дают.

Вот как отзываются фабзавучники о своей школе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены