Евгений Долматовский

С Карамоленко| опубликовано в номере №257, май 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Он говорит: «Пора

(И сдерживает дыханье),

Дай руку, товарищ прораб,

Дай руку. И до свиданья!»

(«Прораб уезжает»)

Эти конфликты вполне законны, но коллектив, подчиняя себе личность, не подавляет, а поднимает ее до себя. И Долматовский все противоречия между личностью и коллективом разрешает в пользу последнего, не в сторону механического подавления личности коллективом, а в сторону добровольного и радостного подчинения личности коллективу. Этим он коренным образом отличается от индивидуалистов, провозглашающих «право на отдых», «право на любовь», вообще «право на личную жизнь» и впадающих в пессимизм по случаю мнимого ущемления этих прав коллективом. Лирическая грусть Молчанова периода 1925 - 1927 гг. была упадочной, по своему социальному содержанию мещанской, перекликавшейся с есенинщиной. Лирическая грусть Долматовского перерастает в радость, она - издержки борьбы за слияние личности с коллективом.

Какими же путями происходит это слияние?

Здесь одно из уязвимых мест в творческом методе Долматовского. Мы уже указывали, что Долматовский - поэт, больше чувствующий, чем думающий. Встающие на его пути противоречия он разрешает интуитивно, «чутьем». Как, например, разрешается конфликт между двумя друзьями, полюбившими одну и ту же девушку? Конечно, не дракой, но и не честным, открытым объяснением. Просто оба друга «нутром» чувствуют, как им следует поступить:

«Мы даем друг другу пять

И расходимся опять»

(«Трое»)

И все - таки:

«С тех пор мы с ним не дружим,

И меня обида гложет –

Что ему присниться может,

Да, наверное, девчонка

И, наверное, Волхонка».

В том и заключается слабость интуиции, что она разрешает проблему вчерне, ориентировочно, В цитированных выше строках дан пример такого интуитивного, чернового, незаконченного решения. Когда же Долматовскому не помогает и интуиция, он заменяет преодоление противоречия простым его обходом:

«Тоска? Да с каких это пор?

Смотри! Под вороньим граем

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены