Опера «Кармен»

Е Браудо| опубликовано в номере №257, май 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Статьей профессора Евг. Браудо об опере «Кармен» «Смена» открывает цикл статей о любимых спектаклях рабочей молодежи.

Произведения классического репертуара не сходят со сцены наших театров. «Кармен» в прошедшем театральном сезоне ставилась 158 саз в Свердловске, Самаре, Ростове на Дону, Новосибирске и Иркутске. В Москве и Ленинграде «Кармен» также не сходит с репертуара и собирает неизменно полные сборы. Огромным успехом пользуются также оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», опера Верди «Риголетто», опера Гуно «Фауст» и др.

В драматических театрах с огромным успехом идут пьесы Горького «Егор Булычев и др.», «На дне», драмы Шиллера «Коварство и любовь» и «Разбойники», комедия Островского «Без вины виноватые», Грибоедова «Горе от ума» и др.

Статьи цикла «Наши любимые спектакли» дадут историко - литературную характеристику всех этих классических образцов. Читатель найдет в них оценку интересующих его произведений как со стороны содержания, так и со стороны эстетической. Статьи должны помочь нашим читателям в овладении ценностями старой культуры, к чему призывал комсомол В. И. Ленин.

Шестьдесят лет назад французский композитор Жорж Бизе закончил свою работу над оперой «Кармен». За эти шестьдесят лет написано немало новых оперных произведений. Изменились требования я вкусы. Народилось, говоря словами Пушкина, «племя молодое, незнакомое» - комсомольский и рабочий слушатели, предъявляющие иные требования к оперному зрелищу чем та аудитория, которой впервые показана была «Кармен». И, тем не менее, «Кармен» продолжает оставаться самой популярной и любимой оперой среди широких масс.

Когда говоришь о Жоржа Бизе (1838 - 1875), величайшем французском композиторе XIX в., вспоминаешь и другое, прославленное в истории французского искусства имя - имя Проспера Мериме, который за тридцать лет до создания оперы Бизе опубликовал свою повесть «Кармен». В этой повести Мериме описал жизнь испанских крестьян и испанского люмпен-пролетариата - цыган. Оставаясь в рамках реалистического повествования, Мериме показал трагедию любви тогдашних «низов», отдающихся со всей полнотой своих сил страстям. Мериме как романтик сделал, однако, идеалистический вывод из своих правдивых жизненных наблюдений. Основной мыслью повести Мериме является его убеждение в трагической, роковой силе любви. Это романтическое воззрение перенесено было составителями текста Мельяком и Галеви и в оперу. Вот это как раз и послужило причиной неправильного истолкования оперы. О «Кармен» говорили не как о представлении, непосредственно рисующем народный быт, а как о трагическом спектакле, где роковая сила любви определяет весь ход событий. В таком романтическом духе поставлена была «Кармен» в оперной студии Немировича - Данченко и в Свердловском государственном оперном театре (постановщик В. Лосский). Такое толкование близко к романтике Мериме, но идет вразрез с живой, легко запоминающейся, жизненно - правдивой музыкой Бизе, в которой совершенно преодолены романтико - идеалистические установки Проспера Мериме. Именно благодаря этим своим качествам опера «Кармен» сделалась массовой и особенно близкой советскому слушателю.

Появление «Кармен» говорило о начале сильной реалистической струи в оперном театре. С решительностью и энергией Бизе сразу порвал с аристократическими, феодальными традициями большой оперы, поражавшей главным образом блеском и парадной напыщенностью. Мелодии «Кармен» вырвались из плена раззолоченных театральных зал и сделались достоянием улицы, массы. Эти мелодии можно теперь услышать и на гармонике и на балалайке. Многие обороты речи из «Кармен» так же вошли в быт как отдельные выражения и фразы Мольера, Грибоедова, Гоголя.

В оценке «Кармен» раньше всего необходимо поставить вопрос об удивительнейшем музыкальном мастерстве Бизе.

Еще недавно наша критика в силу своих левацких загибов как - то избегала говорить о музыке даже тогда, когда дело шло о таком музыкальном произведении, каким является, например, опера. Говорили о тексте, об эпохе, но как - то мало обращали внимания на музыкальные средства оформления, забывая, что идеология композитора выражается именно о выборе этих средств, которые своим сочетанием воздействуют на слушателя, давая ему ту или иную зарядку.

«Кармен» принадлежит к числу лучших классических образцов. Эта опера представляет собой высокохудожественный материал, на котором исполнители могут показать живые, выхваченные из самой гущи жизни фигуры. Вопреки романтическим тенденциям своего времени, тенденциям, требовавшим приукрашивания жизни и подтасовки фактов, Бизе с риском полного провала показал ничем не прикрашенную драму из жизни простой массы. И несмотря на такую будничность сюжета опера «Кармен», по верному замечанию А. Луначарского, «расцвела благоуханной пунцовой розой... вся прозрачная, вся правдивая и в то же время мелодраматически сгущенная. Жизнь доведена в музыке Бизе до ослепительного сверкания».

Несомненно, что благодаря своему музыкальному оформлению отдельные персонажи «Кармен» врезываются в память так же глубоко как величайшие образы драматической литературы.

Самая переработка новеллы Мериме сделана была весьма опытными либреттистами (т. е. составителями текста) Мельяком и Галевич в духе сентиментальной нравоучительности французской драматургии эпохи «общественного успокоения». Эта переработка рассчитана была на вкусы тогдашнего буржуазного зрителя, только что разгромившего Парижскую коммуну. Первые постановщики оперы сделали из Кармен развратную проститутку, а солдата Хозе произвели в офицеры, чтобы приблизить оперу к пониманию тогдашнего общества. Тем не менее премьера «Кармен», состоявшаяся 3 марта 1875 г. в парижской Комической опере, закончилась скандалом. Критика обрушилась на Бизе. Вот что писал один из известных тогда театральных писателей, полностью выражая отношение французского буржуа 70 - х годов к опере: «Кармен, героиня либретто Мельяка и Галеви (у обоих авторов мало воображения), - всего-навсего бесстыдная женщина, играющая отвратительную роль на сцене, до сих пор вызывавшую в нас чувства моральные. Скромные матери, почтенные отцы с верой в традиции, вы привели ваших дочерей и ваших жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятий погонщика мулов переходит в объятия драгуна, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает ее позорной жизни? Эта отвратительная роль, с позволения сказать, публичной девки исполнялась мадам Галли Марие с реальной мимикой и движениями, которые не помогли нам забыть плохого пения артистки. Безобразная, бессмысленная музыка оперы как раз соответствовала тому, чего мы ждали от Жоржа Бизе». Такой отзыв, конечно, немыслим в наши дни. История оправдала как самого Бизе, так и одну из замечательных исполнительниц роли Кармен. Галли Марие, певшую на премьере. Социальная правдивость музыки Бизе, его теплое сочувствие к Кармен - вот то, что нас привлекает в первую очередь к этой опере.

Мы хорошо знаем биографию Жоржа Визе. Было бы наивностью и вульгаризацией считать его сторонником Парижской коммуны. Но, тем не менее, воздействие больших политических событий, свидетелем которых был Визе, придвинуло его к пониманию психики «простого человека» и дало ему возможность правильно понять характер Кармен, женщины сильных страстей, ярких переживаний, захваченной тисками капиталистического города.

Удача музыкальных характеристик Кармен заключается в том, что для построения этого образа Бизе с замечательным мастерством использовал мелодии испанских песен и народных танцев. Материал этот не был использован им с точки зрения любопытствующего эстета. Весь богатый ритм, подвижность, мелодическая выразительность взяты в полном соответствии с показом различных переживаний Кармен. Вот почему этот образ получился таким волнующим, ярким и сильным. Пусть идея жертвы жизни за свободу любви есть сама по себе идея мелкобуржуазного индивидуализма. Но Кармен приносит с собой в своих танцах и песнях обаяние народного творчества многих поколений. В этом отношении эта опера - действительно редчайшее явление, а фигура Кармен должна быть поставлена наряду с лучшими шекспировскими женскими образами.

Так же реально даны и две другие основные фигуры оперы: Хозе и Эскамильо. Хозе - это типичный крестьянин, честный, простодушный, не умеющий справиться со своим страстным влечением к Кармен. Его характеризуют и психологические черты собственника, не могущего отказаться от своей женщины, которую он любит. Именно эта неспособность преодолеть свои личные инстинкты приводит к заключительной катастрофе. Тореадор Эскамильо - порождение большого капиталистического города. По существу своему это избалованный любимец публики, хвастун и глубоко эгоистический человек. Бизе сопровождает его появление внешне блестящей, но трескучей и примитивной темой. В ней нет и следа той теплоты, какой в музыкальном отношении окружена Кармен.

Замечательно, что в этой опере нет небрежности в отделке вторых персонажей. Каждая фигура, как например офицер Цунига или Микаэла, типичная французская крестьянка, зовущая Хозе обратно в деревню, или даже контрабандисты Ромендало и Данкайро, - все это живые люди, говорящие характерным для каждого из них музыкальным языком и определенно выражающие свою принадлежность к борющимся в опере классовым группировкам (офицеры, тореадор, с одной стороны, крестьяне, работницы, люмпен-пролетариат - с другой).

Вопреки общепринятому мнению надо сказать, что текст Мельяка и Галеви значительно ниже музыки оперы. Творческая фантазия Бизе необычайно свежа и непосредственна. Общих мест, сентиментальности и погони за чисто внешними эффектами в его музыке совершенно нет. Самыми скромными средствами, ничтожными даже по сравнению с музыкальными возможностями его предшественников - учителей, Бизе достигает сильнейшей музыкально - драматической выразительности. В пользовании танцевальными ритмами он проявляет блестящую изобретательность, превосходящую все, что известно в опере. Вот почему «Кармен» до сих пор и еще долго будет дарить несравненным музыкальным наслаждением как знатоков музыки, так и тех, кто впервые попадает в оперный театр. Освоение этого блестящего образца музыкального искусства является нужным и важным делом для каждого комсомольца. «Кармен» Бизе надо так же знать как «Ревизора» Гоголя, «Гамлета» Шекспира, «Горе от ума» Грибоедова, «Коварство и любовь» Шиллера.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены