Евгений Долматовский

С Карамоленко| опубликовано в номере №257, май 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Внизу малыши играют,

Их радостью полон двор»

(«Водитель серебряных дирижаблей»)

Тут аргументация очень слаба. Так же механически разрешается конфликт в стихотворении «Т рое»:

«Я пришел к заворготделу.

Я сказал: «Такое дело -

У меня разлад душевный,

Шли меня в район подшефный».

И заворг рукой неловкой

Написал командировку».

Способ для излечения душевного разлада очень удобный, но не всегда применимый и не всегда ведущий к цели, за исключением разве тех случаев, когда разлад - то пустяковый, И, действительно, «душевные бури» Долматовского - даже не бури, а рябь в стакане воды. Оно и понятно, основные противоречия в психике современного советского человека - это, конечно, не юношеские любовные трагедии и не тоска разлученных друзей. Это идущая в сознании борьба с пережитками капитализма, борьба за уничтожение чрезвычайно цепких и живучих корней прошлого. Вот этого - то основного противоречия Долматовский почти не касается, а когда касается, то недооценивает его остроты и актуальности. В стихотворении «Внук» жалкому богатству мелкого собственника противопоставляется неисчислимое коллективное богатство члена социалистического общества:

«Дедушка, дедушка! Жаль, что ты помер,

Мой бедный, мой жадный, мой страшный

дед.

Жаль, что не слышишь, как хлюпает ливень,

Как птицы взлетают из наших рук.

Жаль, что не знаешь, какой счастливый,

Какого богатства достиг твой внук». В этом стихотворении нет борьбы, нет преодоления инстинкта собственности в современном человеке. «Внук» - это отходная по умершему мелкому собственнику и его стремлению к богатству. Не слишком ли рано петь такие отходные, когда борьба против пережитков капитализма в сознании людей поставлена в порядок дня?

Этот обход одного из основных противоречий нашей эпохи у Долматовского не случаен. Ожесточенная классовая борьба, гигантское столкновение противоречий нашей эпохи почти выпадают из поля зрения поэта. В этом Долматовский отстает от Гусева, Сидорова и Смелякова. Хотя и их критика справедливо упрекала в ребячьем оптимизме, хотя талантливый пародист Сергей Шевцов очень метко высмеял прекраснодушную восторженность Сидорова:

«Редька растет,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены