Теплый ветер пройдет
по листам –
Задрожат от молитвы стволы,
На лице, обращенном к звездам, –
Ароматные слезы хвалы.
Ты придешь под широкий шатер
В эти бледные сонные дни
Заглядеться на милый убор,
Размечтаться в зеленой тени.
Ты одна, влюблена и со мной,
Нашепчу я таинственный сон,
И до ночи – с тоскою, с тобой,
Я с тобой, зеленеющий клен.
В предисловии к «Стихам о Прекрасной Даме» Блок замечал: «Эта книга написана в одиночестве; здесь деревенское преобладает над городским: все внимание направлено на знаки, которые природа щедро дарила слушавшим с верой... Четвертая глава (1901 год) имеет первенствующее значение: она впервые освещает смутные искания трех вступительных глав; она же есть тот «магический кристалл», сквозь который я различаю впервые, хотя и «неясна», всю «даль свободного романа».
Ко времени выхода «Стихов о Прекрасной Даме» (осенью 1904 года) поэзии петербургского студента Александра Блока завоевала некоторое признание. В Москве восторженно приняли его стихи студент-естественник Б. Н. Бугаев (Андрей Белый), Сергей Соловьев, племянник философа, и еще небольшой круг молодых людей, которые, как вспоминал Белый, «жили в романтической атмосфере «зари», были людьми нового мироощущения. Символической «школы» еще не существовало: в Москве и в Петербурге было лишь несколько «чудаков», которые «что-то» видели и «чего-то ждали».
Именно стихи Блока выразили для Белого и Сергея Соловьева ту непередаваемую музыку, которой жил мир на заре века. «Казалось, – вспоминает Белый. – что Блок написал только то, что сознанию выговаривал воздух: розово-золотистую. и напряженную атмосферу эпохи действительно осадил он словами».
...А в мире уже слышались звуки близящихся катастроф. И чуткая душа поэта обостренно улавливала изменения, которыми была насыщена жизнь в России в преддверии первой русской революции.
Ощущение исторических перемен-, которых с таким нетерпением ждал Клок, породило в его творчестве новые темы. В его поэзии послышался язык улицы, мелодии городских окраин, зашумела жизнь повседневная. Романтическая мелодия стихов о Прекрасной Даме обрела более конкретное звучание в темах стихов второго сборника – «Нечаянная радость». «Прилив сил, освященное чувство природы, детски чистое ощущение цельности мироздания дал Блоку пятый год. Летом он увидел болотного попика, бога тварей, что было большой Дерзостью тогда», – писал Сергей Городецкий о Блоке периода первой русской революции. Не случайно один из разделов сборника «Нечаянная радость» Блок так и назвал: «1905 год».
Выход из лирической уединенности Блок искал и в искусстве театра. Он с юности любил театр, одно время мечтал даже о профессиональной сцене, а с годами стал обостренно сознавать, что именно театр изобличает бесплотность формулы «искусство для искусства». «Ибо театр – это самая плоть искусства – та высокая область, в которой «слово становится плотью». Вот почему почти все, без различия направлений, сходятся на том, что высшее проявление творчества есть творчество драматическое». Так сказал Блок в замечательной статье «О театре». Именно этот взгляд на театральное искусство позволил Блоку в форме драматических сцен поставить многие мучившие его вопросы бытия.
На этом пути поэт создает знаменитый «Балаганчик», премьера которого в постановке В. Мейерхольда состоялась в театре В. Ф. Комиссаржевской в последний день 1906 года.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.