О сексе в последнее время пишут много.
Однако даже беглый анализ публикаций на эту животрепещущую тему заставляет в недоумении развести руками и признать, что вопросов по-прежнему остается больше, чем ответов. Такое ощущение, что сидишь в кинозале в предвкушении просмотра громко разрекламированного и долгое время запретного фильма и вдруг после титров отключается электричество. Досадно, мягко говоря!
Пока, к сожалению, благие намерения рассказать о самом сокровенном, о «тайне для двоих» напоминают детскую игру: черное с белым не берите, «да» и «нет» не говорите, а то как бы чего не сказала княгиня Марья Алексеевна.
«В чем повинен перед людьми половой акт — столь естественный, столь насущный и столь оправданный, — что все как один не решаются говорить о нем без краски стыда на лице и не позволяют себе затрагивать эту тему в серьезной и благопристойной беседе?»
Эта фраза из «Опытов» Мишеля Монтеня кочует из публикации в публикацию, и авторский знак вопроса стоит уже три столетия как немой упрек ханжеству, лицемерию и трепетной вере в Его Величество Запрет. Половой акт, конечно же, ни в чем не виноват. Он достаточно натерпелся и от тех, кто бездарно и неумело его исполняет, и от тех, кто в угоду ханжеской морали монополизирует право на информацию.
Многим еще памятны времена, когда непримиримую борьбу с джинсами и шариковыми ручками отождествляли с борьбой за нравственность. Джаз и рок чуть не пали жертвами воинствующей идеологической девственности. Но жертвами ли? А может, ими стали именно те, кто запрещал? Может, они стали беднее оттого, что в надрыве соло-гитары и синкопах джаза увидели не искусство, а подкоп под устои? И может быть, все мы жертвы оттого, что в воспетом лучшими умами человечества искусстве любви видим отнюдь не искусство, а всего лишь способ продолжения рода себе подобных?
Разговор, открытый разговор должен состояться, он уже начался. И мнения будут неоднозначны, это естественно. Кто-то уже приготовил бумагу, чтобы написать возмущенное письмо в инстанцию с требованием привлечь к ответственности «за разврат нашей молодежи»; кто-то скажет спасибо за тему для размышлений. В общем, проголосуют: кто «за», кто «против». А если разговор не состоится — все равно проголосуют: несчастными семьями, нежелательными беременностями, нежеланными детьми.
Какая гениальная банальность: они любили друг друга! Сколько вдохновения отдали поэты и художники тому, чтобы воспеть и восславить это чудо природы, инстинкт, породивший осмысленность, и осмысленность, растворившуюся в инстинкте. Тема вечная, как сама жизнь, потому что она — часть жизни. «Из мириад вещей, созданных Небом, самое драгоценное — человек. Из всех вещей, дарующих человеку благоденствие, ни одна не сравнится с интимной близостью. В ней он следует Небу и копирует Землю... Те, кто постигает ее значение, смогут написать свою природу и продлить свою жизнь; те, кто упустит подлинное ее значение, нанесут себе вред и умрут раньше времени».
В приведенной цитате из древнекитайского философского трактата нет ни похоти, ни пуританской стыдливости. В древности любовная игра считалась важным элементом обеспечения здоровья мужчины и женщины. Согласно этой философии «техника» любви занимала решающее место. Ее цель — максимальное развитие «мужских способностей», с одной стороны, и возможность доставить истинное наслаждение обоим партнерам в интимной жизни. Возможно, (слишком тонких эстетов коробит само слово «техника» в применении к сексу, но это не что иное, как наиболее грамотное использование знаний физиологии и психологии для получения максимальной эмоциональной отдачи.
Представим себе юную пару, свободную от каких бы то ни было знаний относительно физиологии и психологии друг друга «благодаря» неустанным заботам семьи, школы, представлениям о морали в обществе. Они пронесли свою платоническую любовь через осуждающие взгляды соседок, школьные неприятности, размолвки с родителями. Время идет, и естество берет свое. Пусть ситуация соответствует строгим нравственным канонам, и уже отгремел марш Мендельсона, отзвучали застольные тосты и крики «горько». Первая половая близость напоминает экзамен, где все билеты — на «засыпку». Хотя это событие предвосхищается в романтических мечтах, оно сопряжено с психологическими трудностями. Неопытный юноша боится неудачи, девушка не уверена в своей сексуальной привлекательности. Все это плюс обилие незнакомых ощущений заставляет слушать себя, а не партнера. Где уж тут до удовольствия партнера, с собой бы справиться! В итоге — грубость, маскирующая неумение, торопливость и — полное фиаско. Что, кроме отвращения, способна вызвать такая близость, воспоминания о которой так хочется вычеркнуть из памяти, но которые так живучи?
Что же делать?
Учить. Учить в семье, в школе, на страницах журналов и специальной литературы. И не так, как учат сейчас. Нынешний школьный курс больше напоминает сказки из жизни голубей и годится разве что... да ни на что он не годится! Я побывал в нескольких московских школах на уроках «Этики...». В одном случае учительница истории, руководствуясь программой, рассказывала что-то о высоких чувствах Татьяны к Онегину. При этом на лицах большинства акселератов явно читалась снисходительная усмешка: «А ну-ка, тетя, расскажи нам...»
В другой школе учитель химии, презрев методические разработки, упирал на физиологию и был ближе к теме, особенно в тех моментах, когда шло живое обсуждение примеров из реальной жизни. Просто поражает та степень несерьезности, с какой у нас подходят к вопросам полового воспитания. Результаты безграмотности в этой области преследуют человека на протяжении всей его жизни во многих сферах: семейной, социальной, культурной. Еще бы, когда всюду то и дело вспыхивают яркие, пульсирующие, как стробоскоп, предупреждения: нельзя, запрещено, стыдно, безнравственно...
«Необходимо разъяснять подросткам, что половое влечение нужно превращать в желание общаться с хорошим другом и стремиться только к одному — учиться искусству общения. Девушек нужно серьезно предупредить об осторожности в поведении с мужчинами — ей могут встретиться растленные типы... В семье нужно вслух зачитывать отрывки из литературных произведений, повествующих о дружбе».
Это — из лекции по половому воспитанию для родителей. Все в ней есть: своя логика, своя высокая мораль. Нет только одного — жизни.
По мнению авторитетных специалистов, необходима целостная система полового воспитания с начальных классов школы. То, что нынешний курс читается в 9-м классе, на протяжении одного года — нонсенс. Как это ни прискорбно для княгини Марьи Алексеевны, но к 9-му классу большинство подростков уже достаточно хорошо представляют себе, «что» и «как» и не только теоретически, но и практически. Причем познания эти почерпнуты не из авторитетных источников, а из опыта друзей и подруг. Здесь уже не учить надо, а переучивать. А авторы курса ведут «просвещение» на уровне: «дружба — это хорошо, а секс — это бяка».
Нынче наконец появилась возможность в урочное время рассказать о физиологии половых отношений, о культуре секса, о методах предупреждения беременности и о многом другом, столь необходимом в этом возрасте. Почему бы этим не воспользоваться и не заполнить брешь в нашей культуре? Зачем все опять сводить до уровня пестиков и тычинок?
Несерьезно отношение и к подбору педагогов. Мнения на этот счет разные, одни считают, что курс должен вести врач из ближайшей поликлиники. Но какой врач — уролог, гинеколог, терапевт? Другие убеждены, что только школьный учитель способен методически грамотно вести предмет. Но для этого его надо готовить специально, а не поручать дело дилетанту. Что касается врачей-сексологов и сексопатологов, то их у нас в стране не так много — один на полмиллиона пациентов, и при все увеличивающейся потребности в их помощи они просто физически не смогут работать еще и в школе.
В 1970 году в Ленинграде был создан сексологический центр — первая консультация такого рода в стране. К работе в ней были привлечены ведущие сексопатологи и психологи во главе с профессором А. М. Свядощем. Центр этот быстро завоевал популярность, шагнувшую далеко за пределы Ленинграда, причем гибкость хозрасчетной системы позволяет удовлетворить всех нуждающихся в кратчайшие сроки. В чем ее секрет? А секрета, собственно, нет. Просто в Ленинграде поняли, что проблему полового просвещения можно решить не словесной эквилибристикой, не лавированием между запретами, а доверительным разговором о самом интимном без оглядки на псевдонравственные установки. Перед регистрацией брака жениху и невесте вручают приглашения на две трехчасовые лекции. Первая из них посвящена психологическим особенностям семейной жизни, вторая — проблемам интимной сферы.
Сейчас этим уже никого не удивишь: такого рода консультации есть при многих загсах, правда, женихов и невест гуда не заманишь. Все зависит от уровня познавательности. Можно вещать с кафедры языком научного реферата об общих понятиях, а можно (и нужно!) доступно и квалифицированно объяснить, с чем придется столкнуться молодым людям, что нужно делать в той или иной ситуации и почему.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
XIX всесоюзная конференция КПСС