Если хочешь быть счастливым – будь им

Виктор Левашов| опубликовано в номере №923, ноябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Да точно так же! Подобно артисту, ремесленником, бездумным автоматом или творцом может быть и шофер. Как токарь может гнать по заученному шаблону стандартные детали или же творить за станком, так и журналист может творить, а может и гнать по шаблону статьи - детали с навязшими всем в зубах «гремящими трудовыми буднями».

И инженер в той же степени может быть творцом или ремесленником, отсиживающим свои семь часов, как творцом или ремесленником может быть лесоруб или машинист трелевочного крана.

Творчество не приложение к профессии. Это настрой души!...

Но вернемся к Николаю Смирнову. Сегодня в Ольгине по-разному оценивают его последнюю шутку, а также и все предыдущие, о которых не стоит говорить подробно. Самая крайняя точка зрения у милиции: хулиганство. Другой полюс у некоторых его знакомых: озорство. А среднее - у большинства: дурью мается парень.

Был киномехаником. Тем самым киномехаником, который крутил фильмы в «голом», так сказать, виде и пальцем не шевельнул, чтобы хоть чем-либо их сдобрить. Потом лесником. Кем стал нынче, никому не известно.

Во всяком случае, сейчас ясно одно: Николаю Смирнову не хватило как раз той самой «мелочи», которую не купишь ни за какие деньги. А именно - работы по душе, творческого начала. И, написав в редакцию письмо, пронизанное от первой до последней строчки острым недовольством собственной жизнью, он, в сущности, признался в этом. Перечитайте внимательно, и за категоричностью суждений, за страстной неприемлемостью других мнений вы увидите не злопыхателя, не самодовольного мещанина, а растерянного человека, человека, теряющего под собой почву.

И конечно же, не для того, чтобы разрешить проблему парикмахера, ехал я в Ольгино! Если бы наша встреча с Николаем состоялась, я бы спросил прежде всего:

- Достаточно ли ты изучил свое дело, чтобы с полной уверенностью сказать, что оно не для тебя, что к нему у тебя не лежит душа? Если так, то попробуй себя в чем-нибудь другом.

Случаю угодно было распорядиться иначе: Николай обошелся без моего совета. Но дело ведь не только в Николае!

Хочется привести еще одно письмо из редакционной почты:

«Дорогая редакция! К вам обращаются две девушки. Одной из нас 18 лет, другой 20. Посоветуйте, как нам жить дальше. Мы надеемся, что вы поможете нам, не отнесетесь безразлично к нашему письму. Живем мы в Архангельской области, в поселке Коряжма. Работаем, учимся в школе рабочей молодежи, но все делаем, как из-под палки. Мы совершенно апатичны и безучастны ко всему, нам ничего не нужно, ничто не интересует, в общем, такое безразличие ко всему! Даже побеспокоиться о пище - и то лень, ничего, совершенно ничего не надо!

Дорогая редакция! Вы будете удивлены, что в наш атомный век среди молодежи есть такие элементы, но тем не менее это тан. Полное разочарование в жизни. Мы хорошо понимаем никчемность нашего существования (жизнью это назвать нельзя), но, к сожалению, не в силах что-нибудь предпринять. Не подумайте, что мы «маменькины дочки». Нет! Жизнь нас не балует, а жить неохота. Такое душевное состояние, что видеть никого не желаем, хочется, чтобы кругом была тишина, покой, чтобы никто не обращался, часто без всякой причины хочется плакать, в голове лишь один вопрос: «Для чего жить?» На работе мы возбуждены, но только для того, чтобы наше настроение не отражалось на других. Никуда не ходим, свободное время проводим дома. Мы и сами задаем себе часто вопрос: откуда такое безразличие ко всему, почему нас ничто не радует? Дни нам кажутся длинными, один день похож на другой, и ничего нам не надо, только чтоб покой и тишина. Нас и родители посылают в rино и на каток, но нам неохота, потому что и там будет скучно. В бога не веруем, но подумываем, не поступить ли нам в секту. Что же нам делать? Как вернуть себя к жизни?

Дорогая редакция, посоветуйте нам! Просим опубликовать письмо в журнале. Будем ждать вашего ответа и ответа читателей.

Может, не одни мы такие?

Г. и Т. п. Коряжма».

На первый взгляд, два совершенно разных письма. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что оба письма написаны людьми, находящимися почти в одинаковом душевном состоянии, а кажущаяся разница происходит от различия характеров. Потому одно письмо вызывающее, дерзкое, другое - унылое. Я уверен, что при желании можно было бы опубликовать не один десяток точно таких же писем. Я уверен, что каждому педагогу, каждому мастеру на заводе, вообще каждому человеку, имеющему дело с молодежью, не раз встречались парни и девушки, которые на вопрос: «А чего же ты, собственно, хочешь?» - отвечали: «Не знаю». Или по-другому: «Десять тысяч на новые деньги. И не по частям, а сразу».

Часто такого рода признания служат поводом для обвинения всей молодежи оптом в инфантилизме, бесхребетности, в меркантилизме и прочих грехах.

Да при чем здесь корыстность? «Десять тысяч сразу» - это всего лишь синоним для «не знаю», это всего лишь форма, наиболее доступная, наиболее близко лежащая и потому - по мальчишескому еще недомыслию - без раздумий выбранная для выражения собственной неудовлетворенности.

«Чего-то хочется, а чего - неизвестно...» Наверное, такое состояние переживает каждый молодой человек. Но один - незаметно, другой - обостренно, часто даже мучительно. А причина его мне видится в том, что в молодом человеке просыпается и дает о себе знать жажда творчества, которая заложена в каждом, но способ ее удовлетворения еще не найден.

Доктор философских наук И. Кон (подкреплюсь все-таки цитаткой!) пишет в статье «Что такое «найти себя» («Известия» № 201, 1965 г.): «Сама по себе эта неудовлетворенность действительностью вполне естественна и исторически оправдана. Если бы какое-то поколение вдруг оказалось полностью удовлетворенным, это означало бы конец развития, конец прогресса. За реализацию идеалов нужно бороться, нужно работать, действовать совместно с другими людьми, а не предаваться маниловским мечтам или романтическим настроениям «мировой скорби». То есть эта проблема решается не созерцанием, а деятельностью...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены