Имя его не часто появляется на газетных полосах и в сообщениях телеграфных агентств об «американской воине» во Вьетнаме. Лучи сомнительной славы организаторов этой авантюры гораздо чаще падают на его коллег - генералов Уилера, Тейлора. Уэстморленда и министра обороны США Макнамару.
Тем не менее в списке участников зловещего заговора американской военщины против народа Вьетнама имя командующего вооруженными силами США в зоне Тихого океана адмирала Улиссеса Симпсона Гранта Шарпа стоит на одном из первых мест. Этот заговор зовется «эскалацией», лестницей агрессии. Около года назад руками Шарпа и его коллег была заложена первая ступенька этой лестницы.
Душной июльской ночью 1964 года в Сайгонском аэропорту приземлился огромный транспортный самолет «С-118» с опознавательными знаками ВВС США.
К самолету подкатили два черных лимузина с пуленепробиваемыми стеклами и бронетранспортер с вооруженной охраной. Через полчаса небольшой кортеж въехал во двор американского посольства. В кабинете Тейлора все уже было подготовлено к приему высокого гостя. В резиденции Тейлора собрались высшие чины американских вооруженных сил во Вьетнаме. Позднее туда же прибыли представители местного генералитета во главе с генералом Кханем.
Совещание заговорщиков закончилось только утром. Ни Тейлор, ни Шарп не торопились разглашать сути ночной беседы. Но на следующий день в Сайгоне отмечали так называемый «День позора» - десятую годовщину со дня подписания Женевских соглашений по Вьетнаму. На этом «празднике» перед шестидесятитысячной толпой выступил сам премьер Нгуэн Кхань. «История в наших руках, - кричал он с трибуны, - и мы должны выполнить свою историческую миссию, освободив Север от коммунистов! Бак Тьен!» (На Север!) «Бак Тьен! Бак Тьен!» - выкрикивали солдаты марионеточной армии, которым по случаю «национального позора» выдали дополнительную порцию рисовой водки.
В этот же день на пресс-конференции выступил командующий южновьетнамской авиацией (впоследствии свергнувший Кханя) генерал Нгуэн Као Ки:
- Мы готовы вылететь на Север хоть сейчас. Я не могу утверждать, что мы уничтожим весь Северный Вьетнам, но Ханой мы наверняка уничтожим.
Будущий премьер разоткровенничался настолько, что публично признался в том, что сам со своего самолета не раз забрасывал на территорию ДРВ шпионов и диверсантов и делал это с прямого одобрения представителей США.
Тейлор тут же позвонил Кханю и довольно-таки резко посоветовал ему и его генералам впредь держать язык за зубами даже по траурным дням, дабы не узнать дни еще более черные.
- Из-за вашей болтовни американская внешняя политика может быть превратно истолкована, генерал, - сказал Тейлор.
- А я провозглашаю южновьетнамскую политику, - неожиданно осмелев, ответил послу Кхань. - И пусть меня истолковывают как хотят.
Американская пресса довольно остроумно истолковала это заявление, назвав Кханя «уникальной марионеткой, который хочет сам себя дергать за ниточки».
Ночью 30 июля катера Кханя вошли в Тонкинский залив. Скоро на островах Хон-Ме и Хон-Нгу наступил необычный рассвет-ночное небо окрасилось вспышками взрывов, заполыхали хижины рыбаков и береговые постройки. Пираты были уверены в своей безнаказанности - неподалеку стоял американский эсминец «Мэд-докс», готовый в любой момент поддержать их своим огнем. Когда катера Кханя ушли, «Мэддокс» остался в заливе, продолжая «патрулирование» в территориальных водах ДРВ. Днем 2 августа между островами Хон-Ме и Хон-Мат наперерез «Мэддоксу» вышли пограничные катера ДРВ. Началась перестрелка, и эсминец вынужден был спешно покинуть чужие воды.
В то время, как «Мэддокс» кружил между островами в Тонкинском заливе, американские самолеты с таиландских авиабаз (сразу же после совещания в Сайгоне Шарп вылетал на такую же «беседу» в Бангкок) шли к границам ДРВ. В ночь с 1-го на 2 августа они сбросили бомбы на пограничный пост Нам-Кан и обстреляли ракетами деревню Нуонг-Де, недалеко от вьетнамо-лаосской границы.
Обо всем этот Шарп получил донесения уже на борту своего «С-118». По радиотелефону он передал в свою штаб-квартиру на острове Оаху (Гавайские острова) приказ: «Эсминцу «Мэддокс» продолжать курсировать в Тонкинском заливе. Эсминцу «Тернер Джой» немедленно выйти на соединение с «Мэддоксом».
Едва «С-118» приземлился в Гонолулу, Шарпа окружили корреспонденты. Обычно немногословный, адмирал на этот раз произнес целую речь.
«Корабль американского флота атаковали в открытом море, - заявил он (как впоследствии было установлено, «Мэддокс» находился в шести милях от побережья ДРВ, а территориальные воды республики составляют 12 миль. - В. Б.). - Мы не можем примириться с вмешательством кого бы то ни было в наше пребывание в международных водах. Мы должны вернуться на то же самое место и сказать: «На этот раз нас двое, попробуйте что-нибудь с нами сделать. Наши корабли всегда будут находиться там, где им следует быть. Если в нас будут стрелять, мы ответим тоже огнем!»
Ночью 4 августа эсминцы «Мэддокс» и «Тернер Джой» встретились в Тонкинском заливе. Штормило. Густой туман то и дело прорезали вспышки молний, и от этого дежурные радисты, застывшие у экранов корабельных локаторов, чувствовали себя неспокойно: им казалось, что на «Мэддокс» и «Джой» наступает целая армада торпедных катеров. Вспышки молний на экранах метались белыми пятнами. Сильно качало. Жутко выл ветер. Но не только гроза беспокоила радистов. Эсминцы шли слишком близко от берега. Они то заходили в территориальные воды ДРВ, то отходили обратно. Нервы радистов не выдерживали. Казалось, что белые пятна, бесконечно вспыхивающие и гаснущие на экранах локатора, никогда не исчезнут. И тогда один из радистов прокричал в переговорку: «Шесть торпедных катеров противника идут параллельным нам курсом!» Этого было достаточно, чтобы «Мэддокс» и «Тернер Джой» открыли беспорядочную пальбу в туман.
Ее эхо было очень скоро услышано за несколько тысяч миль от Тонкинского залива.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.