Эпизоды великого дня

Е Кригер| опубликовано в номере №431-432, май 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Вальс! - повелительно крикнула одна из девушек музыкантам, и танец на мостовой вернул нас из ночей 1941 года в солнечный День Победы.

В этот день не было в Москве знакомых и незнакомых. Все стали закадычными друзьями. Девушка сидела у окна в третьем этаже, а с улицы ей кричали прохожие:

- Что сидишь одна? Пойдём с нами. Найдём тебе жениха.

- Уже есть жених.

- А где ж он?

- В Берлине!

- Ой, выдумала!

- Он ещё на фронт уходил, так обещал, что обязательно будет в Берлине.

Разве? В Москве, опоясанной стальными ежами, в раскалённом от пожаров и взрывов Сталинграде, под Орлом и под Курском, в штабах, в траншеях, где люди шли на смерть и умирали и их заменяли другие, - на всём протяжении грандиозного советского фронта я часто слышал те же слова: «Мы будем в Берлине!» Одни произносили их со стиснутыми от злобы зубами, другие - с улыбкой, полной уверенности. Они говорили так потому, что были уверены в себе и в товарищах. Это была уверенность народа, страны, армии, которую вёл Сталин. Они сдержали своё слово, данное в самые страшные, скорбные, грозные для нас и для всего человечества дни. Они сегодня в Берлине.

- На свадьбу зови! - кричали прохожие девушке.

- Приходите.

- А сейчас идём с нами.

И девушка отвечала, смеясь:

- В Берлин письмо пишу. Некогда. Это было в Москве, на 1-й Мещанской.

На исходе дня, наполненного человеческим гомоном, выступил с речью по радио Сталин. И всё стихло. Громадные пространства внимали ему - от Красной площади до Бранденбургских берлинских ворот. Голос Сталина пронёсся над измученной войною землёй, над полями, где ещё зияют чёрные шрамы траншей, где птицы ищут места для гнёзд на иссечённых сталью мёртвых ветвях, где корни деревьев пробиваются под землёй сквозь ржавый металл, где народ наш выдержал небывалую в истории человечества битву и поставил врага на колени. Голос Сталина звучал, как голос отца. «Мои дорогие...» - так обращался он к миллионам советских людей, и многие плакали, думая о великом его труде, о бессонных его ночах, проведённых над картами Севастополя, Сталинграда, Курской дуги - всего советского фронта, от Чёрного моря до Заполярья. Слова его, спокойные, ясные, люди запомнят навеки, и глубже всего останется на душе это сталинское: «... Мои дорогие соотечественники и соотечественницы...»

Музыка вырвалась из дворцов и театров на улицы. Под открытым небом стоял на площади Маяковского концертный рояль. Молодая женщина играла народу всё, что ей хотелось играть в этот день. Это была Нина Емельянова. Фортепианная музыка на многолюдной столичной плошали - это было как бы дыхание покоя и мира в городе, который помнит угрюмый вопль сирен воздушной тревоги.

В 22 часа грянул первый салют из тысячи пушек. Пурпурная заря поднялась над городом. Стало так светло, будто день начался заново. Исполинским световым аккордом сотен прожекторов сопровождался артиллерийский салют. Это был гимн света. Серебряные мечи, лучезарные копья скрестились высоко в небе. Над городом сиял в небе венок славы, сплетённый из многих лучей. Багряная ткань была в том венке - знамя Победы.

Пройдёт много лет, и свидетеля великого торжества спросят, что, прежде всего, возникает в памяти у него о дне 9 мая в столице. И он ответит, закрыв рукою глаза, погружённый в воспоминания:

- Свет!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены