Мы сидели в курилке на берегу Амура. В нескольких метрах от нас, у достроечной стенки, стоял почти готовый, но еще связанный с берегом разными проводами и шлангами МРС – малый рыболовный сейнер, прозванный рыбаками «жуком» за свою способность оставаться на плаву, какой бы силы волны ни захлестывали палубу. Сейчас на ней наводила последний глянец бригада Володи Привалова. Над нашими головами с тихим шорохом терлись друг о друга листья четырех молоденьких кленов. Так трут ладонью о ладонь, когда хотят согреться. Но нам не было холодно. Просто курилку насквозь продувало утренним ветром с реки.
Володя Лукин, секретарь комитета комсомола судостроительного завода имени Октябрьской революции, то и дело пятерней забрасывая назад свой светлый чуб, говорил:
– Может быть, я и не прав, но мне кажется, что личные комплексные планы – это то же, что социалистические обязательства. И поэтому мы стремимся оценивать работу комсомольско-молодежных коллективов по их производственным показателям...
Мы – первый секретарь Ленинского райкома ВЛКСМ Благовещенска Александр Залесский, Лукин и я – сидели и беседовали о том, как комсомольцы завода, участвуя в Ленинском зачете, реализуют свои личные комплексные планы «Учимся коммунизму, строим коммунизм!», и такой поворот в разговоре показался мне несколько неожиданным, ибо мы все глубже вторгались в сложные лабиринты одних только производственных проблем.
Еще до знакомства с судостроительным заводом и его людьми, когда я только приехал в Благовещенск, чтобы написать о том, как райкомы ведут поиск путей дальнейшего развития и совершенствования Ленинского зачета, мне в Ленинском райкоме комсомола сказали, что комсомольская организация судостроителей на хорошем счету в районе, а зачет там проходит активно и деловито. Что касается личных комплексных планов, с составления которых, собственно, и начинается участие комсомольца в зачете, то надо поехать на завод и посмотреть все своими глазами.
В комитете комсомола мы встретились с Володей Лукиным, и он, естественно, предложил сначала познакомиться с бригадиром одного из лучших на заводе коллективов судомонтажников Володей Приваловым. «Поговорите с ним. – настаивал Лукин. – он вам все расскажет, что к чему».
В обеденный перерыв мы сидели с Володей в комитете комсомола, и он неторопливо, просто и без деталей рассказывал:
– Бригада у нас дружная основной костяк уже лет девять держится без изменений. Если кто-то уходит на учебу, берем в бригаду новенького. Он тоже приживается скоро, потому что все члены бригады становятся над ним наставниками. И каждый чувствует свою ответственность за того, кто только вступил в бригаду. Вот так было и год назад когда мы приняли Игоря Щипуна. его брат – один из ветеранов бригады. До армии Игорь работал на электроаппаратном заводе. Там станки-автоматы в цехе стоят. Такой станок включил, наладил, он сам детали и гонит, а ты сиди себе покуривай. Ну, Игорь и привык так работать. Поначалу решил и у нас подобный метод использовать: какую работу ему дадут – сделает, а затем заберется куда-нибудь подальше от глаз людских, и спать. Я ему раз сказал, что у нас так не принято работать, другой, потом ребята пристыдили, брат разъяснительную работу по-семейному провел, и Игорь стал как все. Хотя, – Володя лукаво как-то улыбнулся, – еще не совсем как все. Учиться не хочет. Восемь классов одолел еще до армии, а сейчас остановился. Мы уж его и так и этак агитировали за десятилетку, да и пример ведь прекрасный перед глазами: половина бригады имеет высшее и среднетехническое образование. А Игорь думает: вон сколько народу учится, и если я школу брошу, никто и не заметит. Отсюда и к работе такое отношение: мол, как умею, делаю, а лучше и не надо. – Володя взял сигарету, помял ее большими сильными пальцами и, затянувшись, сказал с сожалением: – В общем, не стала пока для него бригада чем-то дорогим и важным. Волнует это не только меня как бригадира. Мы уже четвертый год являемся комсомольско-молодежным коллективом и за это время выработали принцип «Честь бригады – выше всего». К нам часто рыбаки-дальневосточники, для которых мы делаем суда, обращаются: «Ребята, у нас путина на носу, план и все такое прочее, сдайте заказ пораньше». Пораньше – это примерно за месяц до планового срока. Собираемся и решаем все вместе: надо, значит, будем работать в две смены. И не было еще случая, чтобы мы подвели рыбаков. Вот такая у нас в бригаде атмосфера, – бригадир потушил сигарету, как бы подводя черту под своим рассказом, и добавил: – Хорошая, согласитесь, атмосфера, если за девять лет никто с бригадой не расстался, даже после учебы возвращаются к нам.
Да, это добрые приметы товарищества и крепкой рабочей спайки одного молодежного коллектива. Без шумихи, по-деловому делают ребята свою работу, которая, судя по всему, приносит им и радость, и моральное удовлетворение, и материальный достаток. Вот только когда мы после производственной темы коснулись общественной жизни бригады и я спросил Володю, какие комсомольские поручения выполняют ребята, ответ его прозвучал для меня неожиданно:
– В летнее время, а точнее, с весны и до глубокой осени, пока идет достройка судов на воде, нам некогда заниматься комсомольской работой.
Признание это наводит на размышление о явлении, которое, к сожалению, еще встречается в некоторых комсомольских организациях. Я имею в виду организации, где вполне довольствуются уже тем, что, к примеру/, комсомолец Петр достиг значительных успехов в своей профессиональной деятельности. А то, что этот Петр ни разу не выступил на собрании, ни разу не принял участия в подготовке цехового вечера отдыха, не поделился секретами своего мастерства с выпускником ПТУ, – это ни секретаря, ни комсомольских активистов не заботит. У них проблемы производственные отодвинули на второй план вопросы нравственного и идейного воспитания молодежи.
Нечто подобное произошло, по-моему, и на судостроительном. Бригада Привалова действительно хороший, дружный коллектив, дорожащий своей честью и трудовой славой. Но сам бригадир признает, что комсомольская работа большую часть года у них замирает. Знают ли об этом секретарь комитета комсомола завода Володя Лукин и ответственная за идеологический сектор Людмила Палладий? Знают, конечно. Не могут не знать. Так почему не помогли бригаде и в этот напряженный период оживить комсомольскую жизнь? Ведь не работой же единой жив человек. И трудится-то он во имя того, чтобы ему было жить интересно. Думается, Лукин и члены комитета просто свыклись с тем, что приваловцы всегда преуспевают в производственных показателях, а потому успокоились, почили на их трудовых лаврах.
Между тем, прояви они обыкновенный интерес к, так сказать, «незаводской» жизни молодежного коллектива, узнали бы, что в бригаде есть и музыканты – Виталий Щипун когда-то на трубе в эстрадном оркестре играл, и певцы – комсорга Володю Махракова даже в Амурский народный хор звали, и книголюбы – у Виктора Попова, по рассказам самих ребят, прекрасная библиотека, многие книги из которой прочитали все члены бригады.
Любое производство, а следовательно, и процесс трудового воспитания неразрывно связан с внутренним миром человека, и потому не может ограничиваться одним только воспитанием трудом. Когда-то А. С. Макаренко сказал: «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно вы не будете воспитывать его политически и нравственно, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата». Социальные, общественные интересы сегодняшней молодежи очень обширны. Да и сама наша жизнь чрезвычайно многогранна. Практически каждую жизненную ситуацию – на производстве или дома, в семье – можно и нужно рассматривать с позиций коммунистической нравственности. Воспитанием ее у подрастающего поколения призвана заниматься комсомольская организация. Ибо она – организатор всей работы с молодежью. Стратегия же и тактика ее деятельности в этом направлении четко определены Л. И. Брежневым как «...комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть – обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания...». Ленинский зачет как раз и призван помочь комитетам комсомола комплексно решать эти многообразные проблемы.
О методике проведения Ленинского зачета мы много говорили с работниками Ленинского райкома ВЛКСМ. Беседы эти дали богатый материал, а главное, я видел, мои собеседники были единодушны, положительно оценивая зачет как наиболее приемлемую форму комплексного воспитания молодежи. Нашли мы согласие и в том. что райком комсомола должен больше уделять внимания методической подготовке заводских секретарей, а те, в свою очередь, чаще и подробнее должны инструктировать цеховой актив по части проведения общественно-политической аттестации.
Участвуя в Ленинском зачете, каждый комсомолец, как это уже стало традицией, принимает личный комплексный план – своеобразное обязательство того, как он будет жить, трудиться и работать над собой в определенные зачетом сроки. Кстати – говорю это специально для Володи Лукина, – личный комплексный план тем и отличается от производственных соцобязательств, что сама идея плана и его составление основаны на личностном отношении комсомольца к своим обязанностям. К своим способностям, сознанию, совести, наконец. Составленный грамотно, конкретно, личный комплексный план открывает перед комсомольцем заманчивые перспективы. И прежде всего перспективу собственного роста. В работе. В учебе. В общественной деятельности. Причем комсомольская организация обязана помогать комсомольцу приближать эту перспективу: поддерживать его в добрых начинаниях, оберегать от возможных ошибок, подсказывать, как раскрыть себя на общественной работе.
– Задача состоит в том, – объяснял мне Саша Залесский свое понимание зачета, – чтобы доходить до каждого комсомольца, отыскивать в людях ту живинку, которая, я убежден, скрывается даже в самых инертных характерах.
«Дойти до каждого» – это та заветная цель, к которой стремится комитет комсомола в своей работе с молодежью. Но как практически соединить массовость с индивидуальным подходом к каждому молодому человеку? Вот здесь на помощь комсомольскому работнику и приходят личные комплексные планы.
Надо сказать, что разговор между мной и Володей Лукиным, с которого начал я это «Письмо» и в котором меня удивила его реплика «личные комплексные планы – это то же, что социалистические обязательства», произошел до того, как я просмотрел с десяток личных комплексных планов комсомольцев заводоуправления – молодых инженеров и техников. Уже тогда я обратил внимание, с каким поразительным дилетантизмом были составлены эти планы. Впечатление такое, будто их писали по принципу «лишь бы что-то написать», слабо представляя себе и суть зачета, и его содержание, и назначение предстоящей общественно-политической аттестации. К тому же и похожи они были друг на друга, как сиамские близнецы. Например, в графе «общественно-политическая активность» все комсомольцы, как один, написали ничего не значащее «активно участвовать в общественной работе». Каким образом участвовать, как конкретно и в какой форме – это осталось тайной за семью печатями. И, думаю, не только для меня, знакомившегося с этими планами, но и для тех, кто их заполнил.
Руководитель этой группы молодой инженер Николай Мельников составил свой план 7 февраля. Поскольку планы остальных членов группы заполнены примерно так же, как у Николая, то для наглядности приведу его план полностью.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Командующий Краснознаменным Тихоокеанским флотом, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета РСФСР, адмирал Владимир Петрович Маслов отвечает на вопросы журнала «Смена»