— Виталий Синчук, секретарь Львовского обкома ЛКСМУ, живо, в красках описал одну такую свадьбу, на которой сам присутствовал. Попал он туда не случайно: молодые, жених и невеста, — комсомольские работники. Мирослава — секретарь комитета комсомола ПТУ облбытуправления, а Михаил возглавляет комсомольскую организацию ПТУ-31. Восемьдесят гостей — и ни капли вина, даже шампанского не было. Сначала, рассказывал Виталий, чувствовалась скованность, ведь разные люди собрались, а вскоре пошло как положено — и пели, и плясали от души. Только вместо «Горько!» кричали «Сладко!». Но Синчук не был бы хорошим комсомольским работником, если бы увидел только это. В одном факте он усмотрел целый узел проблем, связанных с внедрением трезвенных обычаев.
— А разве не о многом говорит сам этот факт: секретарь обкома на комсомольской свадьбе? Ведь иных вожаков только за рукав вытянешь из кабинета. Им легче работать с бумажками, чем с молодежью. А к ребятам нельзя идти с общими словами, надо иметь в душе что-то важное, иметь свои взгляды на многие проблемы, убежденность. Словом, авторитет определяется не масштабом твоей должности, а масштабом личности.
Понимают это и сами комсомольские вожаки. Недавно в нашей республиканской комсомольской газете было опубликовано письмо А. Голобородько, секретаря комитета комсомола треста промстройматериалов из Днепропетровской области. «В том, что к каждому комсомольцу нужен свой подход, меня убеждать не нужно. Но вот как сделать индивидуальный подход результативным? Не наметишь же в плане: «К 15 августа сделать Владимира С. активным...» Выходит, индивидуальную работу надо вести прежде всего... с собой. Надо воспитывать в себе личность. Самому обогащаться знаниями, приобщаться к искусству, литературе, обладать чувством сострадания, живым интересом к окружающим тебя людям».
Правильно рассуждает Голобородько. По-моему, давно пора всерьез подумать о повышении культуры комсомольской работы. Сюда входит прежде всего культура самого вожака, его умение быстро и компетентно решать все возникающие вопросы, умение говорить с молодежью не только с трибуны, но и, так сказать, с глазу на глаз.
Особенно это касается новичков. Бывает, человека избрали секретарем, а он не знает, с чего начать. И начинает... изобретать велосипед. Нужна четкая система, обеспечивающая преемственность в деятельности.
— Действительно, сколько было в комсомоле ярких, умелых вожаков. Жаль, что их опыт порой уходит, как вода в песок. Каким образом вооружить новичка багажом предшественника?
— Хороший секретарь готовит себе замену — это известно. Но есть еще один нехитрый способ. Его использует, например, Виктор Безверхий, секретарь комитета комсомола киевского завода «Арсенал». Уже не первый год он ведет тетрадь, которую так и назвал: «Как это делается. Заметки для преемников». Описывает «технологию» самых разных проводимых на заводе мероприятий — как подбирать людей, где искать источники финансирования и так далее.
— За такое наследство многие скажут ему спасибо.
— О самом Викторе стоит сказать особо. Без преувеличения замечу: это комсомольский работник нового типа. Окончил школу с золотой медалью, отличный шахматист, легкоатлет. Будучи студентом, опубликовал три статьи в научных журналах. А сейчас с головой ушел в дела молодых арсенальцев. Он-то в кабинете не засиживается, всегда в окружении ребят, всегда на острие ситуации. Свою любовь к вожаку комсомольцы «Арсенала» выражают даже в стихах — такого признания, скажу откровенно, добивается далеко не каждый комсомольский секретарь.
Вот такие, широко образованные, инициативные, самостоятельно мыслящие, умеющие за масштабом дел не забывать о конкретном молодом человеке комсомольские вожаки — наша гордость, наша надежда и опора
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть
Наверное, долго еще не улягутся волнения и споры, сопровождавшие каждое выступление участников V Международного конкурса артистов балета
О письмах Юрия Казакова