- Около тысячи! И ведь все связаны, все взаимодействуют. Думаю, что нелегко стать фортепьянным мастером. Но ничего, научимся!... Вчера Урм больше молчал, колючим таким показался. А сегодня как-то подобрел, целую лекцию мне про эти рипки прочёл... Столько интересною! По-моему, человек он хороший, душевный, но требовательный... очень требовательный!...
Почти ежедневно после работы в мастерской забегала Эльзи на фабрику. Её сразу же окружала молодёжь. Девушка рассказывала о всё новых работах, которые поручает ей мастер, торопливо набрасывала чертежи отдельных деталей, объясняла их назначение. Книга «Устройство и ремонт фортепьяно» перекочевала из чемоданчика Эльзи в сумку Арведа, а затем побывала ещё у многих.
Однажды, рассказав о нарезке струн, начатой мастером, Эльзи вдруг спохватилась:
- Совсем забыла! Интересный сегодня был случай... Размечталась я да и замурлыкала себе что-то под нос... А мастер и говорит: «Позвольте! У вас же хороший слух!» Я тут сказала, что пою в нашем фабричном хоре. Вот обрадовался старик! Стал расспрашивать о хоровом кружке, интересовался, у многих ли в нашем цехе есть слух, кто любит музыку, ходим ли на концерты...
- Постой! Ведь настройщиком не каждый из нас будет! - сказал Виктор Руммо. – Настройка - последняя операция... Зачем же всем обязательно иметь первоклассный слух?
- Он и не требует от каждого абсолютного слуха. А вот любить и понимать музыку, говорит, должен каждый, кто делает рояль!
- Дело ясно, ребята! - поднял руку Арвед. - Надо каждую неделю ходить всем в оперный театр или филармонию... Мало ли что многие и так бывают! Теперь пойдём коллективно.
- Правильно! - кивнула Эльзи. - Надо комсомольскому комитету в план записать.
Походы вскоре начались. А самодеятельный хор сразу же вырос чуть ли не вдвое. Если б ограничились только хором! Вокальные упражнения молодёжь вела и на работе. По всем цехам разносилось: «До-ре-ми-фа...»
Мастер Урм был доволен своей помощницей: у неё твёрдая рука, острый глаз. И как внимательна она ко всем указаниям, как точно старается их выполнить!
Урма поражал интерес Эльзи к фортепьянному делу. «Почему?.. Для чего?.. Как?..» А когда отвечаешь на бесконечные вопросы, видишь, как быстро всё она схватывает.
Уже на третий или четвёртый день знакомства с Эльзи мастер убедился, что его помощница - очень развитая, культурная девушка. Правда, о вкладе Иоганна-Себастьяна Баха в теорию и практику настройки Эльзи ничего не знала, но зато она любит музыку, и даже сама поёт, и в законах акустики тоже неплохо разбирается. Последнее обнаружилось, когда Урм начал объяснять принцип действия резонансовой деки:
- Воспринимая звуковые волны, возникшие от колебания струн...
- Дека и сама колеблется? Усиливает звучание? Это же ясно! - сказала Эльзи.
- Откуда вам ясно? В книжке своей вычитали?.. Разве там есть?
- Я физику учила... в школе...
- В ремесленном?
- Нет, в школе!... Учусь в вечерней школе рабочей молодёжи. В десятый класс перешла.
«Вот оно что! А ведь, если считать по-старому, вечерняя школа - это гимназия. Удивительно! Неужели все у них такие на фабрике?»
Эльзи показалось, что в разговоре о деке она обидела старика. Нехорошо! Надо было внимательно выслушать... Но Урм не сердился, только задумался о чём-то.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.