Рояль стоял на эстраде, сверкая зеркальной полировкой, величественный, изящный, словно высеченный резцом скульптора из огромной глыбы чёрного мрамора. У Эльзи сильнее забилось сердце... Неужели и она сможет делать вот такие же прекрасные инструменты?
Служащий филармонии пригласил экскурсантов подойти ближе и начал объяснять устройство рояля. Как всё, оказывается, в нём сложно, как точно и умно рассчитано! Эльзи обратила внимание на необычайно тщательную отделку каждой детали. И в самом деле, у старого Освальда Урма золотые руки. Даже не верилось, что этот рояль он построил один в своей маленькой кустарной мастерской.
Музыкант опустил пальцы на клавиши, и зазвучали аккорды, то нежные, звенящие, то густые, рокочущие. Чудесный инструмент - рояль! Да ведь это счастье - самой участвовать в его постройке! Многому надо будет учиться? О, этого Эльзи никогда, не боялась!
Эльзи Хинт работала на мебельной фабрике, на той самой, которая теперь реорганизуется в фортепьянную. Все рабочие только и говорят о роялях. Вот почему комсомольцы и затеяли экскурсию в филармонию. Надо же молодым столярам как следует познакомиться с продукцией, которую предстоит теперь выпускать!
Возвращаясь с экскурсии, Эльзи шла рядом с широкоплечим, всегда спокойным Арведом Лийвасте. Ну и пусть думают, что Арвед за ней ухаживает! И вовсе не ухаживает, а дружат они, гуляют иногда вместе - и только.
- Замечательный мастер! -сказала Эльзи.
- Да... - отозвался Арвед, понимая, кого она имеет в виду. - Лучшего нет в Эстонии! А когда он жил в Ленинграде... то есть в Петербурге, ему приходилось настраивать рояли самому Римскому-Корсакову.
- Неужели? Сколько же лет Урму? Лет семьдесят?
- Примерно... Опыт у него огромный! Есть чему поучиться у такого мастера!
Осторожно подравнивая фуганком тончайшую дощечку для резонансовой деки, Освальд Урм с досадой вспоминал вчерашний разговор по поводу работы на фабрике.
Иоханес Лаур, директор фабрики, приехал на «Победе» и сидел у него часа два. Снова начались уговоры. Да разве его уговорить? Урм не верил, что все эти столяры, строгавшие до сих пор кресла и шифоньеры, смогут переквалифицироваться на ходу и начнут выпускать такие же рояли, какие делает он в своей мастерской. Директор говорил, что производственный процесс будет разбит на множество отдельных операций. Ну, и что ж! Нет такой операции в постройке рояля, которая не требовала бы от рабочего особой тонкости труда, огромной сноровки. Смешно! Мебельщики берутся за рояль!... Слыхал ли хоть кто-нибудь из них о «Хорошо темперированном клавире» Баха? Знают ли законы акустики? Отличат ли «до» от «фа»? И ему, Освальду Урму, предлагают быть среди этих столяров главным мастером!... Просто смешно!...
Конечно, сказать об этом директору было неловко. Пришлось сослаться на возраст и нездоровье. Пришлось сослаться ещё и на незаконченный рояль для консерватории. Тут-то Лаур его и поймал. Он предложил прислать с фабрики столяра в помощь: «Кстати, увидите, какие у нас краснодеревщики!» Тут уж нельзя было отказаться.
Вспоминая об этом разговоре, Урм старался представить себе рабочего, которого к нему пришлют. Это, наверное, будет здоровенный усатый детина, мрачный и неповоротливый, способный раздавить своими ручищами хрупкую деку. Впрочем, тем лучше! Можно сразу же отослать его назад и сказать Лауру напрямик, что с такими кадрами нельзя делать даже кегли.
За стеной пробило шесть часов. «Ну вот! А его нет!» -с внезапным раздражением подумал мастер. Но в ту же минуту раздался звонок в передней. Жена пошла открывать, потом крикнула:
- Освальд! Это к тебе... С фабрики.
Передвинув очки на лоб и отряхнув фартук, Урм вышел в столовую. Так он и знал! Вместо краснодеревщика прислали секретаршу. Наверно, не нашли мастера, просят извинения. Теперь-то директор уже не приехал сам!
У дверей стояла стройная сероглазая девушка в лёгком пыльнике и белых туфлях. Непослушные светлые волосы обрамляли её голову пушистым ореолом.
- Где же ваш столяр? - сердито опросил Урм.
- Это я столяр... Меня направили... - сказала девушка, немного смутившись.
Озадаченный мастер помолчал несколько секунд. Затем он осведомился всё так же сердито:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.