- Сегодня вы можете поработать?
- Конечно... Я и халат взяла!
Как бы в подтверждение девушка взмахнула маленьким чемоданом, который держала в руке. Урм пожевал тонкими, бескровными губами и чуть усмехнулся:
- Иметь халат, безусловно, очень важно... Надевайте его и проходите в мастерскую. Как вас зовут?
- Эльзи... Эльзи Хинт!
Девушка вошла в мастерскую, выправляя воротничок блузки поверх ловко сшитого и, видно, недавно отутюженного халата. Она скользнула взглядом по остову рояля и выжидательно остановила свои серые глаза на морщинистом бритом лице старика. Урм протянул Эльзи готовую ринку-один из тех длинных деревянных брусочков, что подклеивают снизу деки.
- Вот попробуйте сделать... Точность до миллиметра!
У рипки несложное поперечное сечение, но нижняя сторона по длине слегка дугообразна и требует тонкой, кропотливой работы. Урм решил, что если эта девица испортит заготовку, он будет вправе немедленно отправить её домой. Однако уже по тому, как внимательно и осмотрела и ощупала Эльзи деталь, как уверенно подошла к верстаку, как привычно взялась за инструмент, мастер понял, что прислали ему совсем неплохого столяра.
Продолжая работать на другом конце верстака, Освальд Урм наблюдал за девушкой. Она спокойно и ловко орудовала то фуганком, то стамеской, часто прибегала к микрометру, и тогда зрачки её расширялись, а брови упрямо сходились у переносицы.
- Вы где учились столярному делу? - спросил Урм.
- В ремесленном... У нас на фабрике многие из ремесленного училища.
«Вот где, оказывается!...» Урм думал, что в этих училищах готовят только слесарей и штукатуров. «Посмотрим, посмотрим, чему её там научили!»
Эльзи сделала рипку совершенно точно по образцу. Справилась она и с более сложными пробами. Урм был удивлён. Но ещё больше удивился мастер, заметив в чемоданчике девушки, когда та укладывала халат, хорошо знакомую книгу «Устройство и ремонт фортепьяно».
Он попросил Эльзи явиться завтра к девяти часам утра.
Арвед даже немного позавидовал Эльзи Хинт, когда та отправилась к мастеру Урму, потом встревожился: а вдруг она не сумеет что-нибудь?.. Но утром Эльзи позвонила, что всё в порядке, и обещала забежать на фабрику после работы.
Она вошла в заготовительный цех во время обеденного перерыва второй смены взволнованная и довольная. Повернув кверху свои маленькие крепкие ладони, Эльзи сказала с шутливой торжественностью:
- Эти самые руки сделали четыре рипки!... Кроме того они же выточили подставку для крышки... Вот как! А скоро мы будем склеивать деку... Мастер Урм говорит, что дека-душа рояля!
Вопросы посыпались со всех сторон. Так ли уж сложны фортепьянные работы? И что самое трудное? Как мастер Урм встретил Эльзи? Что это за человек?
- Да, всё трудно и всё сложно! - говорила Эльзи. - Точность нужна огромная... Без всяких там допусков! Малейшая небрежность влияет на звук. А вы знаете, сколько в инструменте деталей?
- Ну, штук двести! - сказал наобум кто-то.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.