Судьба народа

опубликовано в номере №605, август 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Седая девушка» Хэ Цзин-Чжи и Дин Ни в театре имени Евг. Вахтангова

Ясным утром, когда лучи солнца золотили верхушки гор, а над головой широко раскинулось ослепительно голубое небо, Ван Да-чунь вернулся в родную деревню. И не напрасно в этот день солнце так щедро отдавало земле своё тепло, заливая её ярким, радостным светом. Да-чунь вернулся домой не один: он принёс с собой правду и свободу, силу и победу, радость и счастье. Он пришёл с Китайской народно-освободительной армией.

Тесным кольцом окружили Да-чуня земляки. Нежно обнимает сына мать. С восторгом смотрят на него деревенские девушки. Только среди них нет невесты Да-чуня - Си-эр... О судьбе простой крестьянской девушки Си-эр рассказывает китайская народная драма лауреатов Сталинской премии Хэ Цзин-чжи и Дин Ни «Седая девушка», постановку которой показал недавно Театр имени Евг. Вахтангова.

Тяжёлые муки и страдания выпали на долю Си-эр. В бедности и нищете жила она, и только светлое, целомудренно-чистое чувство к такому же, как и она, бедному крестьянину Да-чуню и нежная любовь к отцу скрашивали её трудную жизнь, заставляли глаза Си-эр загораться радостным огнём, вызывали на лице девушки счастливую улыбку. Но в феодально-помещичьем Китае простой человек не имел права даже на личное счастье. Помещик вынудил отца Си-эр отдать ему за долги свою дочь. Не перенеся такого несчастья, отец покончил с собой, а для Си-эр наступили дни невыносимых унижений и позора. Хозяин надругался над нею, растоптал её душу. И Си-эр убежала из дома помещика в горы и стала отшельницей. От горя она поседела, а страх перед людьми заставил постоянно скрываться, сделал её движения быстрыми и осторожными. «Крестьяне, случайно встречая Си-эр, не только не узнавали её, - девушку перестали принимать за человека. Так по всей округе разнёсся слух о том, что в горах появилась «седая богиня».

«Седая девушка» - любимая пьеса китайского народа. Она пользуется самой широкой популярностью у китайских зрителей: в этой пьесе они впервые увидели на сцене своих современников, таких же простых людей, освободившихся от векового гнёта помещиков, в борьбе завоевавших свою свободу. Постановку «Седой девушки» группа китайских артистов показывала на III Всемирном фестивале в Берлине. Спектакль этот с огромным интересом просмотрели тысячи юношей и девушек - участников фестиваля молодёжи и студентов. Это говорит о том, что высокие, свободолюбивые идеи, заложенные в пьесе, одинаково близки всем народам мира.

Глубокая правда событий, происходящих в пьесе «Седая девушка», определила реалистический строй спектакля, хотя он и сохранил некоторую внешнюю условность, присущую китайской драме. Зрителя захватывают, потрясают судьбы простых людей, острые столкновения ярких человеческих характеров. И в то же время, показывая жизнь героев пьесы, режиссёры и актёры стремились к большим социальным обобщениям, старались через частные судьбы раскрыть судьбу всего китайского народа.

Два лагеря резко обозначены в спектакле: народ и его угнетатели; тяжёлый труд, беспросветная нужда крестьян и паразитическое существование помещиков. И если коллектив театра направил всё умение и талант, чтобы передать духовную красоту и благородство простых людей, настоящую человечность в их отношениях между собой, то с не меньшей силой и мастерством он разоблачил лицемерную, жестокую натуру врагов народа, показал их обречённость.

Китайским народом создано немало сказаний о страданиях бедняков, о судьбе людей, гибнущих от сознания безвыходности своего положения. В легенду о седой девушке жизнь внесла новое содержание. Не в трагической безысходности, а в утверждении силы народа, его бессмертия, его неизбежной победы над угнетателями - пафос пьесы и спектакля «Седая девушка».

..JB жалкой лачуге встречают крестьяне новый год. Даже в этот праздничный вечер скуден их ужин. Но сегодня не хочется говорить о своей бедности; сегодня особенно хочется жить мечтой о будущем счастье. Напряжённо слушают Си-эр и Да-чунь воспоминания дяди Чжао о том времени, когда с «юга, с гор пришёл один отряд... Все рыцари с красными лицами и называются Красная Армия... Красная Армия взяла и казнила проклятого помещика, а затем раздала бедным зерно...» Кончился рассказ, и взволнованные молодые люди с надеждой обращаются к дяде Чжао: «... Красная Армия придёт сюда ещё или нет?» Глубокой верой проникнут ответ старого Чжао: «Она обязательно вернётся!»

Эта вера в светлое будущее, в то, что «придёт день - и мир изменится», помогла измученному народу сохранить в нечеловеческих условиях жизни свою чистоту и достоинство, свою волю к борьбе.

Жестокие издевательства помещика и его матери, тяжкие муки, которые пришлось перенести Cu-sp в их доме, не сломили духа девушки, а пробудили в ней яростную ненависть, жажду мщения. В сцене, где Си-эр (Г. Пашкова) из покорной, запуганной служанки вырастает в грозного обвинителя, раскрывается сильный, гордый китайский национальный характер. Гневно звучат слова Си-эр: «Вы хотели меня погубить, вам это не удалось! Не исчерпать вам воды из реки. Не потушить вам огня в моей груди! Я буду жить, я буду мстить, я буду жить!»

Светлая, жизнеутверждающая тема стала главной в спектакле. Поэтому радостный, оптимистический финал возникает как логическое завершение драматического повествования о судьбе народа, который сквозь тяжёлые испытания и борьбу пришёл к солнечному дню победы.

Спектакль Театра имени Евг. Вахтангова согрет большой любовью к китайскому народу. Сердечностью, теплотой, глубокой человечностью проникнуты образы крестьян в исполнении артистов В. Покровского, М. Грекова, Б. Алексеевой, М. Синельниковой. Их враги - помещик Хуан Ши-жэнь и его мать, управляющий My Жэнь-чжи - обрисованы И. Липским, Ц. Мансуровой и Н. Бубновым яркими сатирическими красками; особенно удачны в игре Липского и Бубнова монологи - мысли вслух, - обращенные к зрителю: в них во всей неприглядной откровенности предстают портреты законченных негодяев.

Выразительности спектакля очень помогают превосходные декорации художника В. Рындина.

В спектакле «Седая девушка» рядом с именами актёров старшего поколения стоят имена молодых актёров. Это говорит о «росте театральной молодёжи, о её больших творческих возможностях.

Галина Пашкова хорошо известна москвичам как создательница значительных, сложных образов - Любы Шевцовой в «Молодой гвардии», Анечки Парабукиной в «Кирилле Извекове», Шурши в «Егоре Булычеве...». Роль Си-эр - новая серьезная удача молодой актрисы. Трогательная, немного наивная, светлая и чистая в своей любви к Да-чуню - такой очаровательной, по-детски непосредственной предстаёт Г. Пашкова в первой половине спектакля. С глубоким драматизмом сыграны Пашковой сцены в доме помещика Хуана: она сумела передать страстный, гневный протест Си-эр против извергов-хозяев.

Очень скуп во внешних проявлениях своего героя В. Дугин, играющий роль Да-чуня. Но его жесты, движения, взгляды, интонации значительны. Они выражают мысли и чувства простого крестьянина, пришедшего в ряды Народно-освободительной армии. Однако в финале B. Дугину не хватает силы и уверенности воина-героя, не хватает красок для широкого поэтического обобщения образа.

«Настанет последний день у семьи Хуанов» - эти слова определили для молодого артиста М. Грекова смысл образа дяди Чжао. Вера в радостный день освобождения, в победу народа- вот то главное, что подчёркивает М. Греков, сдержанно и вдумчиво исполняя роль Чжао.

Темпераментно играет молодого крестьянина Ху-цзы артист Е. Фёдоров. Ху-цзы в спектакле участвует в двух небольших эпизодах, но зритель запоминает этого живого, энергичного парня, в котором проснулось сознание своего достоинства, своей силы.

Спектакль «Седая девушка» поставлен народным артистом СССР С. Герасимовым вместе с молодыми режиссёрами, воспитанниками Института кинематографии Т. Лиозновой и C. Самсоновым. Радостно, что наравне с большим мастером выступают его ученики.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены