Так устроен человек, что думать о своем здоровье он начинает только тогда, когда почувствует первое недомогание. И сетовать на свое неблагоразумие сейчас — только терять драгоценное время. Но в какой-то момент болезнь может приобрести необратимый характер...
Речь в этой статье пойдет о природе, о ее здоровье, которое напрямую зависит от человека. От человека, который еще не осознал до конца, что здоровье природы — это и его собственное здоровье. А ситуация складывается не очень веселая. Даже если сейчас мы превратим десять процентов Земли в заповедные зоны, утверждают ученые, то и тогда нам удастся сохранить в неприкосновенности лишь половину фауны.
Однако не все еще потеряно, считает Дмитрий Николаевич Кавтарадзе, заведующий лабораторией экологии и охраны природы МГУ. Он оптимист. Но он — ученый. И его главный инструмент — факт, который констатирует: создание биосферных заповедников — не та мера, что способна спасти Землю. Ведь в 2000 году около семидесяти пяти процентов населения нашей страны будет жить в городах (сегодня уже шестьдесят два). В ближайшие годы будет заложено около пятисот поселков с населением до 20 тысяч человек. Отрицательное влияние городов на природу огромно. Конфликт с природой приобретает невероятные масштабы.
В Советском Союзе, по сравнению с другими европейскими государствами, экологическая проблема стоит наименее остро. Но и у нас из 22 тысяч видов растений в охране нуждаются четыре тысячи. В «Красную книгу СССР» занесены уже четвертая часть видов амфибий, почти пятнадцать процентов рептилий, более шестнадцати процентов зверей. Дмитрий Кавтарадзе отчетливо помнит свою реакцию, когда он, еще будучи студентом, познакомился с этой проблемой. А реакция была такой: надо действовать, и немедленно! И тогда на биологическом факультете МГУ появился молодежный совет по охране природы. Начали с браконьерства, потому что выяснилось: из ста браконьеров инспектор задерживает только одного в Московской области, в других местах этот процент еще ниже...
Попытались искать свои пути в решении проблемы, стараясь не просто найти браконьера, но и одержать над ним моральную победу. Рассылали им поздравительные открытки под Новый год с пожеланиями не встретиться в следующем году... И кое-чего добились. Был создан журавлиный заказник под Талдомом. Сделали несколько проектных обоснований национальных парков в стране. На основе предложений молодежного совета было создано несколько заказников, в которых охранялись редкие растения. Но ощущения, что они серьезно решают проблему, так и не пришло. Поняли: создавая заказники и заповедники, природу не сохранишь. Суть проблемы ускользала. Тогда и возникла мысль создать обширную программу «Экополис».
Рассказ о ней Кавтарадзе начал с вопроса: «Можете представить себе такую ситуацию? Олень питается травой, занесенной в Красную книгу. Нужно сохранить редкое растение. Но как? Не истреблять же для этого оленя? Подобные ситуации случаются в жизни.
Однажды было замечено, что в реке Астраханского заповедника уменьшается количество рыбы. А баклан, а их там около ста тысяч, может съесть пять килограммов рыбы за день. Вывод ясен — надо спасать рыбу от прожорливых птиц! Однако после отстрела птиц рыбы стало еще меньше. Бакланы-то, как выяснилось, поедали только слабую и больную рыбу, выполняя тем самым функции санитаров».
Заметим, что эта грустная история произошла в заповеднике...
Короче говоря, ни «хирургическое» вмешательство в природу, ни забота о создании заповедников не давали нужного результата. И тогда Кавтарадзе решил спроектировать модель такого города, в котором будет жить человек, решивший сегодняшние экологические проблемы.
«Полигоном» для этих испытаний стал город Пущино.
Самые удивительные вещи находятся рядом с нами, просто мы их не замечаем. В этом Кавтарадзе еще раз смог убедиться, устроив пущинцам экскурсию по окрестностям города. Многие из них и так при любом удобном случае отправлялись в лес, но не каждый мог объяснить свое подсознательное желание побыть на природе (ведь воздух в Пущине достаточно чистый, так что «за кислородом» ходить в лес особой нужды нет). Причина — в неполноценности городской среды, в том, что урбанизация стала антагонистичной по отношению к природе. И чтобы погасить этот конфликт, недостаточно охранять только редких животных, нужно сохранить среду.
Вот оно, решение. Кавтарадзе считает, если каждый человек будет мыслить себя гражданином Земли, а не просто жителем какого-то города, то цель достижима. Но как научить этому?
Понять умозрительно или с чужих слов это невозможно.
С помощью студентов, приехавших вместе с Кавтарадзе, пущинцы ознакомились с окружающей их природой. А ученые составили социальный и экологический «портрет» города, изучили дороги, состояние травяного покрова, даже посчитали бродячих собак и кошек. Скажете, курьез? Ведь послушать птиц, посмотреть, как цветут лесные растения, можно и самим. Но, оказывается, горожанин, не будучи ботаником или зоологом, этого попросту не умеет. Даже если каждое воскресенье бывает в лесу. Не знает, какой вред может принести лесу обычная лыжня, не знает, что за средой можно (и нужно) ухаживать так же, как за цветочной клумбой или газоном. Жить с природой, как с добрым соседом, в мире и дружбе. Но для этого нужно знать ее. Студенты, например, помогли пущинцам определить, что в окрестностях города существуют сорок два вида растений, способных вызывать аллергию у человека. Всего в городе насчитываются 302 вида трав, а в окрестностях — 850. В городе и окрестностях можно встретить 7 видов земноводных, 127 видов птиц, 17 видов млекопитающих. Все эти знания помогли людям найти общий язык с природой.
По выходным дням в лесу много туристов. Горожане за год собирают почти 250 тонн грибов, около 17 тысяч тонн ягод, вылавливают удочками 39 тонн рыбы. Автомобили, не желая того, приносят гибель птицам, зверькам, насекомым, в том числе шмелям — опылителям клевера. Моторные лодки — угроза обитателям реки. Как избежать всех этих потерь? Что нужно сделать? Запретить пользоваться лесом? Нет, нужен другой выход. И он есть.
Необходимо взаимное приспособление людей и природы. Лыжню проводить в лесу только по летним тропинкам. Собирая грибы, ягоды и цветы, не вытаптывать траву, пользуясь специальной обувью — надувными «летними лыжами»...
Нужно сделать город таким, чтобы он не заставлял человека бежать из него при первой возможности. Исследования лаборатории Кавтарадзе дали интересные результаты. Город, оказывается, может служить центром по очистке биосферы. Ведь сейчас в Оку, протекающую рядом с Пущином, сбрасывается более чистая вода, чем та, что в самой реке. Город может стать и источником... продуктов питания. Труба, возвышающаяся над городом, при желании превратится в вертикальную... теплицу. Ведь тепло, которое она выбрасывает в атмосферу, можно использовать для выращивания овощей. Газоны могут стать сенокосными «лугами», балконы — домашними пасеками.
Главное, чем руководствуются теперь пущинцы, — во всем следовать логике природы. Не загонять ручьи в трубы, а позволить им существовать естественным путем, прямо в городе; создать на асфальтовых «пустырях» зеленые зоны, площади, покрытые травой.
И программа «Экополис», которую создала лаборатория Кавтарадзе, заработала. Эксперимент по взаимному приспособлению природы и человека состоялся. Пущинцы воспользовались знаниями и идеями, которые им предложили ученые. В городе даже создана детская экологическая станция, пока единственная в стране. Много любопытных изменений произошло и в жизни самого города. Например, один горожанин, по профессии электронщик, человек уже довольно пожилой, так увлекся этими идеями, что решил получить еще одно образование для своей новой деятельности — поступил на географический факультет Московского государственного университета!..
Есть и другой, отчасти курьезный результат. Пущинцы начали критиковать программу лаборатории Кавтарадзе и создали свою собственную, которую назвали «Полис». Обиду ученые пережили, потому что поняли: их идеи прижились. От них не отказались, их развили дальше, применительно к конкретному городу.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
От слов к делам: делегат комсомольского съезда за работой
Госприемка и молодые
Клуб «Музыка с тобой»