– Да, на Ленинградском телевидении я играл пьесу Прокофьева. Следующий состоялся перед воинской частью, с гитарой, гриф которой был приклеен пластилином. Я пел про Гренаду. Вообще, я взял в руки гитару, когда мне было восемь. Услышал «Битлов» на бобинном магнитофоне, и стал требовать от родителей, чтобы купили гитару. Мы с кузенами создали коллектив, который выступал для близких.
– И как же родилась ваша музыка, стиль?
– Все начиналось с подражания. Сначала хотелось играть, «как битлз», а поскольку не получалось, был выбран другой магнитофонный «учитель» – «Джетро Талл». Все группы, которые я слышал в то время, мне нравились. В чем был несомненный плюс «железного занавеса» – к нам доходила только качественная музыка, все самое лучшее. В период запретов сложно было представить, что советская группа может петь на английском или записать пластинку. Зато организовать концерт было куда проще, чем сейчас. Мы просто собирались и выезжали за город, там выступали на открытых площадках, откуда, кстати, и пошло название группы «Пикник».
– Говорят, что «Пикник» – самая концертирующая группа в стране. В своей весовой категории, конечно. Не тяжело это?
– Мы устаем больше от пауз в графике. Нам важно перемещаться в пространстве и контакт с залом, энергия. Иначе, без концертов, любое творчество – фиктивное. Когда все начиналось, мы даже не думали, что продержимся на сцене больше двух лет. Нам предлагали играть совсем другую музыку, а в противном случае предрекали быстрый уход со сцены. Но мы делали то, что хочется.
– Почему вы всегда стараетесь из каждого выступления сделать сложный перфоманс?
– Когда мы только начинали, смотрели на фотографии заморских коллег. Битлы и роллинги не были неряшливы, они не носили заношенных рубашек, все были красивые. И первые рок-группы в России тоже старались быть яркими – мазались, красились, костюмы шили, хоть и из дешевых материалов.
Человек, приходя на концерт, хочет получить что-то большее, чем знакомые песни. Надо дать ему это. Хочется, чтобы это не просто была встреча со зрителем, где бы мы сели на сцене в тапках и включили микрофоны. А создать мир, в который мы совместно погружаемся.
Не всегда все бывает гладко. Однажды в Саратове Александр Яровой, танцующий шаман, тогда участник группы, готовился к тому, чтобы пускать огонь и весь пропитался бензином. Во время номера у него загорелась одежда. Он артистическими движениями с себя пламя сбил и продолжил выступление.
– Я знаю, что вы используете этнические и постоянно изобретаете новые инструменты – новоегипетские и даже живые? Можно поподробнее об этом? Откуда вы берете чертежи инструментов?
– Из головы. Да, есть живая виолончель; (девушка в черной одежде, маске и с прикрепленной к телу струной – прим. авт.) новоегипетский инструмент, а также скрипка, арфа и даже циркулярная пила. Мы многое пробовали. Некоторые из них стали обязательной частью композиций «Египтянин» и «Серебра!!». Конструкции несложные – палка, рычаг да струна. А звуки получаются очень интересные. Одна печаль – при конструировании инструментов многое приходится делать самим, потому что это проще, чем объяснять задумку конструкторскому бюро.
– Есть у вас какие-то хобби? Может быть, что-то еще интересное, неожиданное руками делаете? Крючком не вяжете, случайно?
– Нет. Не был замечен в рукоделии. В детстве лепил из пластилина и рисовал. И сейчас рисую – и красками, и шариковой ручкой (фрагментами картин Эдмунда оформлены обложки многих альбомов группы – прим. автора).
В апреле должен выйти альбом с моими рисунками и белыми стихами, а также короткими художественными рассказами на каждую из картинок.
– Что еще в ваших планах?
– Концерты по странам СНГ. Не везде, где нам хотелось побывать и где нас хотели услышать, пока получилось выступить. Не доехали до некоторых городов Белоруссии и Украины. Недавно прокатились по маршруту Нижний Новгород–Уфа–Екатеринбург. В конце февраля начнется новый гастрольный виток – еще 12 концертов. Летом будем придумывать одежду, декорации. Такие, знаете ли, индийские, желто-сине-красные, как обложка «Железных мантр». А осенью поедем кататься уже с этой программой.
– А отдыхать когда же?
– Если ты занимаешься тем, что тебе нравится – разве это не отдых?
Эдмунд Шклярский родился 26 сентября 1955 г. По специальности – строитель атомных станций. В конце 1981 года вошел в состав уже существующей на тот момент группы «Пикник». С того времени и по сей день остается ее лидером.
В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.
Какие здания Москвы могут принести пользу городским жителям
Великий мистификатор Д'Эон Де Бомон
Онфлёрский фестиваль российского кино уникален, как минимум, для Европы. Судите сами…
Какие народности населяют нашу страну
Детектив
Фотопутешествие с Юлианом Рибиником