Единецкие рукодельники

Александр Кобец| опубликовано в номере №1457, февраль 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

А началось все... с кукол. Учащиеся единецкой школы № 3, ожидавшие гостей из Прибалтики, решили преподнести на память своим сверстникам не совсем обычные сувениры. Накупили кукол-голышей, выкроили для них одежку, расшили ее гладью и болгарским крестом.

И обычные куклы превратились в красавиц молдаванок, наряженных в яркие национальные костюмы. Выдумка понравилась и гостям, и хозяевам.

Вскоре после этого кто-то подал идею: а почему бы не вышить таким же образом и костюмы для школьного танцевального ансамбля? Попробовали — получилось. На одном из концертов костюмы увидели руководители соседнего колхоза. Тут же оформили заказ на изготовление нарядов и для своих самодеятельных артистов. А к тому времени, когда юные мастерицы смогли получить первое в жизни вознаграждение за труд (в виде экскурсий и туристических путевок), в стране появились и первые кооперативы.

Бывший директор школы, покойный ныне Василий Федорович Бурденюк, был человеком инициативным и энергичным. Это он предложил, казалось бы, немыслимое предприятие. В числе его сторонников оказалось подавляющее большинство педагогов и абсолютное — учащихся. Так в районном центре Молдавии родился первый в стране школьный кооператив. Точнее — кооперативно-производственное объединение «Интеграл».

— Перед нами постоянно стоял больной вопрос: как организовать производительный труд школьников, — рассказывает Мария Павловна Лаблюк, учитель химии (есть у нее еще одна должность, которая так и называется — организатор производительного труда). — Куда бы я ни обращалась, везде встречала отказ. Детский труд у нас не поощряется. А сегодня нам уже не нужно ходить с протянутой рукой. Иголка да нитки — вот и все, что требуется для работы. Правда, мальчикам приходится сложнее. Они у нас осваивают инкрустацию по дереву.

А это и специальные материалы, и инструменты, и даже дорогостоящий пресс.

— Хотя мы делаем лишь первые шаги (кооперативу нет и года), — вступает в разговор председатель кооператива Иван Афанасьевич Марцефляк, — все время ищем новые области применения сил и навыков ребят. Мальчики сколачивают посылочные ящики; недавно с местным дорожно-ремонтным строительным управлением заключен договор на изготовление из листового железа различных деталей для отделки кровель, парапетов, подоконников. Девочки шьют теперь и летнюю одежду, рассчитанную на массового покупателя, — блузки, платья, комбинезоны. Готовые изделия реализуются через Райпотребсоюз. Постоянно вступаем в контакты с предприятиями местной промышленности, предлагая выпускать ту продукцию, в которой они испытывают дефицит. Уверен, что в заказчиках недостатка не будет...

Заработки ребят — от 10 до 50 рублей в месяц. Как их тратят? Алла Бадалий, например, вносит все деньги в семейный бюджет. Инга Оболончик купила школьную форму, ранец и учебники брату. Оля Матвеева собирается приобрести туристическую путевку.

— Главная наша задача, конечно же, не набивание мошны, а приобщение детей к общественно полезному, производительному труду, — убежден И. А. Марцефляк. — Десятиклассникам, членам кооператива, мы завели трудовые книжки. Человек еще учится в школе, а у него уже идет трудовой стаж! Вступая в производственные отношения, наши дети учатся рачительности, умению ценить труд, трудовую копейку. Появляется хозяйское отношение к своему делу. А ведь чего-чего, а именно бесхозяйственности мы все хлебнули с избытком в последние годы... У каждого из учащихся — своя норма. За ту работу, что ребята выполняют дома, они получают сто процентов заработка. А за выполненную в школе — половину. Вторая идет на счет школы. И, поверьте, недовольства этим ребята не проявляют. Напротив, ведь средства, полученные с их помощью, идут на оборудование классов, укрепление материально-технической базы школы.

Но не мешает ли работа в кооперативе нормальной учебе? И учащиеся, и педагоги отвечают в один голос: нет, не мешает. Принимают лишь тех, у кого нет троек и чьи родители подают заявления с просьбой включить их ребенка в состав кооператива. Заявление визируется классным руководителем.

Взрослых в «Интеграле» много — пенсионеры, учителя, но труд их оплачивается ниже, чем детский. Если взрослый получает за некую операцию, скажем, рубль, то подросток — на семьдесят копеек больше.

Опыт единецкого школьного кооператива поучителен. Перенимать его едут из разных концов республики. Растет спрос и на его продукцию. Образцы ее представлены на ВДНХ Молдавской ССР. Знают об умельцах из Единцов и за пределами республики. В далекий Мурманск ушла недавно заказанная партия русских и молдавских народных костюмов, расшитых рукодельницами из третьей школы.

А вот в местном роно да и в Министерстве просвещения Молдавии интереса к кооперативу нет. Более того, районный отдел народного образования запретил снабжать заказами учащихся четвертых — шестых классов. А ведь именно шестиклассницы, как рассказывали мне педагоги из третьей школы, особенно настойчиво просят, буквально умоляют, дать им хоть какую-нибудь работу. Так стоит ли бить по ручонке, тянущейся к труду? Может статься, позже она не давать, но лишь брать пожелает...

Вероятно, в министерстве и роно считают кооператив не лучшей формой приобщения школьников к производительному труду. Пока учреждения ищут альтернативу «Интегралу», в Сорокском районе Молдавской ССР готовится к открытию новый, сельскохозяйственный школьный кооператив.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены