- Опыт-то себя оправдал, - задумчиво сказал директор. - Те девчата - теперь наша гвардия. И стоило это дело недорого. А в массовом порядке сколько же денег потребуется? Ведь теперь нужно несколько учителей. И программа вдвое больше. Нет, тут надо с Семеном Михайловичем посоветоваться.
Явился Семен Михайлович, главный бухгалтер фабрики. Как все бухгалтеры, Семен Михайлович с сомнением относился к начинаниям, связанным с финансовыми затратами. Особенно к тем, которые не дают прямого увеличения выпуска продукции. Но все-таки подходящая статья в фабричном бюджете была найдена: расходы на обучение рабочих техминимуму.
- Вот и пустим эти деньги на оплату учителей по новому предмету, - заключил директор. - Только кто ж будет преподавать технологию? Вот разве Геннадия Константиновича попросить? - Директор взглянул на оторопевшего Овечкина. - И еще одного- двух начальников цехов. Тут ведь нужны настоящие специалисты.
Так в расписании уроков появилась «Технология швейного производства». На вводном занятии Тамара чуть не прыснула, глядя, как Геннадий Константинович неловко листает классный журнал и одновременно что-то сбивчиво объясняет. Сразу видно: не настоящий учитель. Но скоро шум в классе утих.
- Заниматься мы с вами будем по два часа в неделю, - говорил Овечкин. - По каждому разделу сначала теория, а потом практика. Нам предстоит освоить основные машины швейных цехов. Затем - материаловедение. Научитесь разбираться в сортах тканей, их назначении. Потом - технология раскроя и пошива. К концу курса вы сможете скроить и сшить некоторые изделия из ассортимента фабрики. Познакомлю вас также с системой нормирования и оплаты труда на производстве.
На уроках Овечкина Тамара как бы возвращалась из мира «общих», казавшихся ей отвлеченными, наук - физики, истории, грамматики - в мир реальных, знакомых вещей. Тут все выглядело проще. Только потом она поняла, что быстро разобраться в принципах действия швейной машины ей помогает знание законов механики. История пригодилась в материаловедении. Ткани, оказывается, имели свою длинную родословную... Только вот грамматика досаждала по-прежнему. Ее, видно, ничем не возьмешь, кроме терпения.
На практические занятия отправлялись в цехи. Тамара вспомнила, как ходила она здесь, держась за руку старшей сестры, и старалась угадать, в каком месте конвейера рождается готовый костюм. За полтора года работы фабрика стала привычной и вместе с тем оставалась почти незнакомой. Теперь же сложное хозяйство предприятия становилось близким, понятным: и поток деталей будущего изделия от операции к операции и работа машин...
Бригада, в которой трудится Тамара, дружная, слаженная. «Работаем как часы», - говорят девчата. Это правда. Но однажды из «часов» выпало одно «колесико»: заболела Надя Петрова, та самая, что пристрачивает на спецмашине ватин к детским пальто. Бригадир взволнованно бегала вдоль конвейера.
- Девчата, что же делать будем? Некого посадить за машину!
- Ну и пусть постоит, пока Надя не поправится, - беззаботно отозвалась Нина.
- Эх, голова! - рассердилась бригадир. - Конвейер ведь встанет, план сорвется. Да и твой заработок снизится: мы же на сдельщине...
И тут Тамара решилась:
- Давайте я попробую!
- Да ты ж к ней никогда не садилась, - недоверчиво сказала бригадир.
- Мы в школе изучали. С Геннадием Константиновичем...
Проработала Тамара на машине, пока не вернулась ее хозяйка. Не хуже любой мотористки с нормой справлялась.
- Ну, наловчилась ты! - не скрывала восхищения Нина. - Неужели правда, в школе научили?
Подружки теперь с большим интересом слушали ее рассказы об уроках инженера Овечкина.
Как-то, показывая подругам очередное домашнее задание, Тамара спросила:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.