В тюрьме Техаса инспекция ФБР обнаружила молодых заключенных, зверски избитых и отравленных газом. В Пенсильвании дети сгорели во время пожара в камерах предварительного заключения. В штате Вирджиния тюремная инспекция нашла мальчика, который был в камере подвешен вниз головой. Из таких детских тюрем вышли садисты Чарльз Мэнсон, Гарри Гилмор и другие – «воспитанники» детских тюрем составляют 80 процентов всех заключенных в американских тюрьмах для взрослых.
Дети Америки, попавшие за тюремные стены, отчаянно хотят, чтобы их услышали. Вот полные безысходности стихи четырнадцатилетнего подростка, покончившего жизнь самоубийством в тюремной камере:
Есть в земном шаре трещина, Я упал туда, в страшный мрак. Люди вперились сверху в меня. Что у них на уме: Оставить меня здесь превращаться в гниль? Или вытащить вновь на свет? Я живой или мертв уже? Боже мой, кто спасет меня Из этой трещины?
Кеннет Вуден рассказывал нам о школьниках, заключенных в тюрьмы.
300 тысяч детей и подростков в застенках Америки. Из них больше таких, кто действительно нарушил закон, стал преступником. Профессор Марио Фанти-ни, декан Государственного университета в Нью-Йорке, говорил, беседуя с нами: «Когда люди, особенно дети, чувствуют себя бессильными, видя крах всех стремлений к работе и жизни, наполненной смыслом, они начинают мстить несправедливой судьбе».
Государственные школы Америки приходят в упадок. В этом году Пентагон опять «съел» 260 миллиардов долларов из бюджета. В Бостоне школам недодали один миллион – это значит, кое-кому за партами не хватит места. Всего по Америке этот учебный год «прогуляют» 200 тысяч детей. Принимай пополнение, армия безграмотных американцев!
«Усынови школу!» – с такой просьбой Америка обращается к частным компаниям. Майки с лозунгом «Позаботься о государственных школах!» треплет ветер на сувенирных лотках. Выручка от продажи лишь едва прикрывает дно нищенской кружки с надписью: «На просвещение». «Добровольцы» за полцены подменяют уволенных учителей...
Вот выдержки из сочинений школьников:
«У нас бессмысленная программа...» «С Какой стати учиться, когда нет работы?» «Почему у нас нет справедливости?» «С каждым годом мне все труднее и труднее жить: не знаешь, кому верить и что делать...»
Их тревожит, что будет война, что отец или мать потеряют работу, что сами они никому не нужны, что их ждет безработица, а значит, и нищета...
– Я спросила однажды детей: как хотели бы вы помочь школе сами? – говорит на прощание Джесси. – И знаете, что я услышала? «Мы сожгли бы ее и построили другую». Думаю, что нам действительно надо начать все сначала. И так, чтобы наши ученики тоже запомнили свой «Школьный вальс» на всю жизнь...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
4 февраля 1873 года родился Михаил Михайлович Пришвин
Автобиографическая проза