– Можно взглянуть?
– Вот еще, – отвечает читательница. – Сама читаю.
Да, подростки неразговорчивы и нелюбезны. А у Джесси, которая, очевидно, нам рада, дел по горло.
– Вечером приходите ко мне домой, – предлагает она. – Там спокойно поговорим, все вам расскажем...
Диван и два кресла – типичная обстановка американской гостиной – были заняты, когда мы пришли. Здесь собрались коллеги Джесси. Нам она предложила расположиться прямо на пушистом ковре, покрывающем пол от стены до стены. На нем тоже сидели гости.
– Знакомьтесь, это мои друзья, – сказала Джесси.
Было видно, что большинство приехали сюда сразу же после занятий. Джесси всех угощала растворимым баночным кофе, чаем «липтон» в пакетиках, сыром и крекерами.
– Признайтесь, вы себе и не представляли, что в школах может быть такой кавардак? – спросила нас Джесси, доставая посуду. – В советских школах совсем не так... Вы видели полицейских, что стоят в вестибюле? Они там всегда дежурят. А заметили, как на лестницах курят? Это марихуана...
– Школа семидесятых годов – сплошная идиллия, – сказала тоненькая блондинка со стаканом кока-колы в руках. – Жвачка на уроке, беготня считались серьезными нарушениями дисциплины. Не подчиниться учителю – дело неслыханное. Все ныне встало с ног на голову. Учителей ни в грош не ставят, Никто не горюет, если получит двойку.
– Школа спасала детей от грязи, – подтвердила пожилая учительница. – Теперь этот грязный мир к нам ворвался, как взломщик. Почитайте газеты. В каждой пишут об ограблениях, хулиганстве, садизме. И все это очень часто творят не гангстеры-профессионалы, а наши ученики в наших школах. Да, в классы льется вся грязь, вплоть до наркотиков...
В статье «Преступления в школьном классе» журнал «Ридерс дайджест» привел мрачную подборку фактов о преступности в американских школах.
...14-летняя девушка была ранена в школьном туалете ножом в спину. Она доставлена в больницу скорой помощи с проникающим ранением левого легкого. Удар нанесла подружка, 15-летняя одноклассница, приревновавшая ее к общему знакомому.
...Двое школьников – 15 и 16 лет – со скуки разбивали кувалдой музыкальные инструменты, пишущие машинки, другое оборудование в аудиториях, унитазы и раковины в туалетах своей школы под Нью-Йорком. Причиненный ими убыток превышает 50 тысяч долларов.
На американских учителей, пишет журнал, ученики ежегодно совершают 75 тысяч нападений, в результате которых требуется помощь врачей.
Эвелин Джонс преподает английский язык и литературу. Ей за тридцать. Но постоянную работу она получила совсем недавно. Пять лет была «учительницей по вызовам». Это форма использования безработных учителей. Они объезжают школы района, где проживают, и становятся в них на учет. В картотеку записывают предмет преподавания, адрес и телефон. Когда понадобится кого-нибудь заменить, – позвонят, пригласят дать урок. Не приедешь – больше не позовут.
– Живешь, словно в пожарной команде, – говорит Эвелин. – Однажды меня вызвали дать урок в предвыпускном классе. Не частной школы, которая для богатых, а такой, за которую платят из казны штата. Для начала вызвала ученика, попросила его написать на доске название темы, которую проходили на прошлом уроке. Рослый парень взял мел и уставился на меня. Ну, думаю, не знает, как пишется слово. «Вот, возьми мой словарь, найди слово и перепиши», – говорю ему. Вместо этого он басит на весь класс: «Она чокнутая!» Я ушам своим не поверила. Тут поднялся его приятель и говорит: «Мэм, нас такого не спрашивают никогда». Потом мне сказали, что есть много таких, даже и в старших классах, кто не умеет ни читать, ни писать...
В подтверждение своих слов Эвелин протянула нам номер журнала, в котором абзацы были испещрены красным и желтым фломастерами. Поразительная картина страны – «вершины цивилизации», как в рекламных статьях называют Америку. Журнал писал о юноше восемнадцати лет из Нью-Йорка, который не ездит в метро, потому что не умеет читать названия станций и разбираться в табличках о пересадках. И о многих других подобных фактах. Одна из крупнейших юридических фирм, например, открыла курсы ликбеза для молодых юристов, окончивших университет: обнаружилось, что они в большинстве своем не умеют грамотно писать. «Когда я смотрю на страницу текста, то вновь и вновь убеждаюсь, что не в силах сложить ни единого слова. Иногда мне приходят по почте открытки от моих друзей, они пишут печатными буквами, но я все равно не могу разобрать, о чем они пишут», – рассказывает Иннета Буш, 30 лет, из штата Мичиган. По данным официальной статистики, практически не умеют читать 23 миллиона взрослых американцев. Другими словами – каждый пятый! А еще тридцать миллионов человек с превеликим трудом, шевеля губами, складывают из букв слова, еле-еле одолевают надписи на пакетах, на вывесках, названия кинофильмов.
– За многие годы практики я убедилась, – пояснила нам Эвелин, – что неграмотность – это проблема бедных. Наши бесплатные средние школы живут на дотации государства. Они не дают надлежащих знаний. Переполнены классы, не хватает учителей – на них «экономят». Домашние задания проверять не успеваем. Мы не можем отвечать за то, что оседает в мозгу учеников. Говорим так: знания – это деньги. Бери, если можешь. Не взял – пеняй на себя. Но тут есть порочный круг. Если ты из бедной семьи, то у твоих родителей нет знаний и времени, чтобы следить за твоими успехами в школе. Нужда гонит за долларом как взрослых, так и детей – лишь бы где-нибудь что-то подзаработать. И тут уж не до учебы. Мы смотрим сквозь пальцы: тех, кто усваивает хотя бы устные объяснения, переводим автоматически из класса в класс.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.