Виктор Кровопусков

Игорь Образцов| опубликовано в номере №1351, сентябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Фехтование. Сложный и условный, противоречивый и одновременно гармоничный вид спорта. Кажется, что он имеет свой индивидуальный цвет и свой голос! Ослепительно-снежный колет «мушкетера XX века» – символ элегантности, галантности фехтования. Приглушенный звон клинков и резкие, вроде бы птичьи клики бойцов – знаки внутреннего тайного богатства этого романтического вида состязаний.

Но и острота в фехтовании есть, да еще какая! И одним из тех, кто наполнил фехтовальную дуэль динамизмом и лихостью, стал Виктор Кровопусков. Перечисление его спортивных титулов заняло бы слишком много места, поэтому назовем главный: он четырехкратный олимпийский чемпион. За выдающиеся успехи награжден высокой наградой Родины – орденом Ленина.

С 1968 года, когда Виктор выиграл молодежное первенство мира, он попал в поле зрения тренеров сборной страны, но при этом целых пять лет был лишь спарринг-партнером одного из лидеров – ныне тоже четырехкратного победителя Олимпиад Виктора Сидяка. Почему именно Сидяка? Секрет в том, что оба они фехтуют левой рукой, оба считаются «неудобными» бойцами, поскольку многие приемы исполняют как бы «наоборот», в зеркальном отображении. Почему же долгих пять лет он стоял у порога сборной? Слишком уж сильной была в то время наша сабельная дружина: на дорожке блистали Сидяк, Марк Ракита, Владимир Назлымов, Эдуард Винокуров, Умар Мавлиханов.

Впасть в отчаяние, забросить куда-нибудь подальше мушкетерские доспехи и отдаться второму после фехтования любимому занятию – истории? Нет, Виктор выстоял, проявил железный характер, как случалось потом не единожды.

В пятидесятых годах было широко известно имя Давида Тышлера, одного из самых ярких наших мастеров сабельного боя. Много побед записал на свой счет Тышлер, кроме одной – на мировом первенстве. То, чего не смог добиться сам, сделал его лучший ученик – Марк Ракита, ставший в конце концов восьмикратным чемпионом мира и Олимпиад. И вот так распорядилась судьба, что Кровопусков, получив первые уроки высшего мастерства у Тышлера, затем оттачивал свою саблю в «творческой лаборатории» Ракиты...

По спортивным меркам Виктор поздно стал чемпионом страны – в 27 лет. Отлично помню тот турнир 1976 года. Проходил он на сцене Дворца культуры Минского автозавода. За полчаса до начала финала довелось наблюдать любопытную сценку – бой между Кровопусковым и... его тренером Ракитой. Бой настоящий, с ведением счета. Кто, вы думаете, выиграл? Ракита – 5:3. Потом он так объяснил рождение этой необычной увертюры к финалу

«Я разминаю Витю. Но чувствую, что-то не то – скованный он, непривычно флегматичный. Разозлиться ему, думаю, надо, завестись. Тут подходит Виктор Сидяк, предлагает спарринг-бой. Не разрешаю: мой-то все равно не разозлится – не будут они всерьез драться сейчас, до выхода на решающие поединки. Вот что, я сам сейчас его «заведу»! Ведь Сидяк есть Сидяк, он в силе, а я уже несколько лет не выступаю. Поднатужился, выиграл – и Виктор, вижу, загорелся. А когда он такой, горы свернет».

В часы турнирных «спектаклей» он углублен в себя, чем во многом напоминает актеров. Он будто немеет, надевает маску отрешенности. Но вот окончен последний поединок. И происходит сказочное превращение: Виктор молодеет сразу, беззаботная улыбка блуждает на его разгоряченном лице. Всегда готов к шутке и острому слову. Объясняет такую метаморфозу: «Я по натуре оптимист. Это мое главное оружие».

Пожалуй, он прав. В 1977 году, на турнире команд социалистических стран, Кровопусков получил серьезнейшую травму – разрыв ахиллова сухожилия. Лечь на операционный стол накануне мирового чемпионата – это кого угодно может выбить из колеи. Он же начал борьбу за возвращение в спорт. Гипс, неподвижность, затем осторожные тренировки, когда словно заново учишься ходить. Через полгода все ахнули, когда он появился на розыгрыше Кубка страны и занял второе место! В тот день впервые за многие месяцы тренер и ученик вздохнули полной грудью. Ракита вскинул голову: «Ну, теперь-то он выздоровел окончательно». Через год Кровопусков завоевал звание «первой сабли» мира.

Кровопускова как-то спросили, сколько, мол, он думает еще оставаться на дорожке. Ответил с улыбкой, но и серьезно:

– А знаете ли вы, что венгерский саблист Аладар Геревич выиграл свою последнюю из семи золотых олимпийских медалей, когда ему исполнилось пятьдесят?

И сделал выпад в сторону воображаемого соперника. По всем правилам фехтовального искусства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены