– Даниил Александрович, литература всегда пристально всматривалась в черты современника. Как, по-вашему, можно обозначить проблемы героя нашей сегодняшней прозы?
– Мне трудно принять «литературу умиления», когда автор как бы говорит: ах, посмотрите, какой человек, он требует любви и сочувствия, он хороший человек, а мы этого не замечаем. Здесь нет призыва к активным действиям: такая литература вызывает чувство жалости, тоски. Я за литературу, которая может вызвать чувство радости, гнева, протеста.
Правомерна любая причина, которая побуждает писателя к работе: и желание помочь крестьянину, и ненависть к расизму, и борьба с пьянством, и интерес к новым открытиям. Все оправдано, все достигает цели, если это литература, которая остается и перечитывается поколениями.
Разоблачение ханжества, пустоты жизни, социальной несправедливости – все это литература делала и делает. Но все так же ощущается нужда в позитивных идеях. Не хватает книг о благородстве, о красоте человека, о высоких жизненных его идеалах. Несмотря на отрезвляющую силу литературы «дегероизации», потребность в любимом герое-идеале не изжита, она растет.
Мне как-то приходилось говорить об издержках нашей прозы: посмотрите, по какой простой схеме перевоспитываются отрицательные герои наших книг, в то же время на страницах совсем не встречается положительный образ человека, который бы по ходу действия «портился». А ведь в жизни так бывает: человек выбирает не стойкость, не правду, а малодушие, ложь. Он струсил, он озлобился. Что произошло с ним, как он сломался, переродился? Понять это важно и поучительно.
– Очевидно, здесь мы касаемся темы человеческого счастья, призвания?
– Расцвет личности – это прежде всего возможность найти себя, выявить свое призвание. Помочь в этом деле людям – трудная и благородная проблема коммунистического устройства жизни.
Впервые в истории человечества индивидуально переживаемая радость познания, радость созидания нового так полно соединилась с удовлетворением общественных нужд. Творческим трудом советский человек активно помогает людям, выявляя при этом лучшее, что есть в нем самом.
Творить можно в разных областях: воспитывая детей, конструируя фразу, играя в самодеятельности. Творчество в любых областях жизни увлекательно и прекрасно.
Нельзя обходиться без новой техники, новой технологии. Но тем более в этой автоматизированной, логичной жизни человеку необходимо искусство.
Научно-технический прогресс и искусство, его нравственное содержание – два крыла для человека. В их соединении, во взмахе обоих крыльев – равновесие, гармония человеческой души.
Когда-то в юности Даниил Гранин определил свой путь в жизни мечтой о работе инженера и ученого, зачитываясь биографиями великих исследователей. Позже он напишет о том времени: «Писатель казался мне человеком необычным, удивительным не только своей способностью создавать образы живых, осязаемых людей, но и своим могуществом: он все может, значит, за все в ответе, он проникает в души людей и выражает душу времени... те, кто пишет о моих сверстниках, о том, что творится вокруг нас, – вот с таким писателем мечталось встретиться. Такие люди, казалось нам, владели тайнами грядущего».
Что ж, эта встреча Гранина – солдата и инженера с Граниным-писателем состоялась. Встреча счастливая хотя бы потому, что его книги давно полюбились современнику…
Два крыла – НТР и ИСКУССТВО – поднимут человека на новые высоты. В это страстно верит и несет свою веру современнику писатель Даниил Гранин.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
О школе
Отчет молодых писателей на совете творческой молодежи ЦК ВЛКСМ: активная жизненная позиция молодого литератора