Дух пробудившегося народа

Радж Капур| опубликовано в номере №665, февраль 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Читатель Г. Н. Калинин из г. Серноводска, Куйбышевской области, обратился к нам с просьбой. «Прошу редакцию «Смены», - говорится в его письме, - рассказать в журнале о киноартисте и режиссере Радже Капуре, о том, как создавался фильм «Бродяга». Было бы также интересно узнать, какие новые фильмы будут выпущены его студией в ближайшее время». По просьбе редакции журнала «Смена» Радж Капур прислал из Бомбея статью, отвечающую на вопрос нашего читателя.

Студия «Радж Капур филмс» начала свое существование незадолго до того, как Индия завоевала независимость. В своих первых же фильмах мы старались отразить дух пробудившегося народа. И, конечно, на этом пути у нас было много трудностей. Требовалось время для того, чтобы зрители, привыкшие видеть на экране в качестве положительных героев лишь богатых людей, а также искаженное изображение жизни простого человека, сочувственно отнеслись к новому, прогрессивному киноискусству.

В меру наших скромных возможностей я и другие работники моей студии поставили своей целью использовать кино как могучее средство показа борьбы и побед трудящихся масс.

Первый фильм, поставленный нами, назывался «Огонь». Это была киноповесть о судьбе талантливого артиста, восставшего против реакционных законов капиталистического общества.

Второй фильм - «Дождь» - был посвящен жизни бедных тружеников, живущих в горах Индии, простых и честных людей, которые в недавнем прошлом подвергались эксплуатации со стороны иностранных колонизаторов. Фильм показывал также, что бесхитростная, искренняя любовь, существующая на Востоке, значительно чище и выше лицемерной любви, импортированной с Запада представителями так называемого «высшего общества».

Третьим фильмом, который, я надеюсь, многие из вас видели на фестивале индийских кинокартин, недавно прошедшем в вашей стране, был «Бродяга». Чтобы читатели «Смены» получили хотя бы некоторое представление о тех серьезных трудностях, которые приходится преодолевать работникам прогрессивной индийской кинематографии, я хочу рассказать кое - что о том, как мы готовили и выпускали этот кинофильм.

Известный индийский писатель К. А. Аббас как - то прочел мне один из своих новых рассказов. Это была история юноши, обреченного капиталистическим обществом на жизнь бродяги. Любовь девушки сделала его честным человеком. Идея рассказа сводилась к тому, что главную роль в жизни человека играют не наследственность, а обстоятельства жизни, среда.

Мы приступили к поискам подходящих актеров. Роль бродяги Раджа я решил исполнять сам, а актрисе Наргис, которую вы называете Риточка, была поручена роль девушки. Но самым трудным делом было найти актера, который сыграл бы отца Раджа.

Казалось, что могло быть более естественным, чем выбрать своего собственного отца, Притвираджа, для этой роли? Он был киноактером еще тогда, когда меня не было на свете. Однако я не решался обратиться с такой просьбой к отцу, ветерану индийской кинематографии и пионеру индийского театра. Мы начали искать других исполнителей. Поиски, однако, не увенчались успехом. Тогда К. А. Аббас, а вслед за ним и все мы решили, что эту роль все - таки должен сыграть Притвирадж. Я осмелился обратиться к нему, и велика была наша радость, когда он согласился сниматься в фильме, постановщиком и режиссером которого был его сын.

Давно, когда я еще был ребенком, отец обычно брал меня с собой на прогулку. Прогуливаясь, он нередко шутил, что когда - нибудь будет сниматься в поставленном мною фильме. Тогда мне трудно было представить себе, что это предсказание сбудется столь необычайным образом...

Конечно, в нашей совместной работе над фильмом были случаи, когда я не решался делать отцу указаний и просить его играть соответственно тому, как я понимаю образ. Но чаще он и без слов прекрасно понимал меня и тут же великолепной своей игрой претворял в жизнь мои режиссерские замыслы и идеи.

В конце концов, мне удалось уговорить сниматься не только моего отца, но и деда. Однажды на репетиции дед сказал:

- Было время, когда я учил этого молодого человека ходить, а теперь он, который был еще вчера ребенком, учит меня говорить!

Это была его любимая шутка, он часто ее повторял во время съемок «Бродяги».

Вскоре мы подобрали весь актерский коллектив и приступили к съемкам фильма. В те дни нам приходилось работать в чужих студиях, поскольку своей у меня в то время еще не было. Достаточно сказать, что «Бродяге» пришлось бродить по павильонам пяти киностудий, пока ему наконец не удалось завершить свои скитания в студии «Радж Капур филмс».

Наша студия не получала никакой финансовой помощи от государства, а средства, которыми мы располагали, были ограничены, и, конечно, их не хватило на постановку такого большого фильма, как «Бродяга». Поэтому актрисе Наргис и мне пришлось сниматься в фильмах других кинокомпаний, чтобы на заработанные деньги закончить работу над своей картиной.

С постановкой фильма «Бродяга» были связаны и другие трудности. Так как многие сцены мы не имели возможности снимать в натуре, то потребовалось, например, создать декорации, изображающие суд и тюрьму, трущобы и роскошный дом богатого судьи, шумные улицы и тихие переулки, прекрасный песчаный пляж. Работа эта была сложная и дорогостоящая, поэтому «Бродягу» мы снимали около трех лет и потратили на него более двух миллионов рупий. Фильм постоянно требовал большого внимания и напряженной работы. Для того чтобы создать эпизоды сна Раджа, нужно было серьезно ознакомиться с классическими танцами и музыкой. Я уже не говорю о том, какая большая задача была возложена на художника и кинооператора.

Для съемок эпизода на берегу океана понадобилось привезти в студию немалое количество грузовиков с песком, а чтобы создать иллюзию самого океана, пришлось углубить пол студии на несколько футов.

Во время съемок работа шла день и ночь, люди часто забывали о сне и пище. Я никогда не забуду самоотверженности одного кули, который с риском для жизни забрался на крышу студии с огромным осветительным прибором и, стоя в таком опасном положении, целый день держал на своих голых плечах эту неимоверную тяжесть, пока мы не закончили съемку. Вы еще лучше поймете, какой огромный труд вложили в фильм работники студии, если я скажу вам, что наш монтажер Майекар, окончив монтировать последний метр пленки, упал, потеряв сознание, от полного физического истощения.

Весь коллектив студии трудился, не щадя своих сил. Мне хочется особо отметить работу нашего главного кинооператора Радху Кармакара и композиторов Шанкара и Джалкишана - авторов музыки ко всем нашим фильмам (слова к песням пишут наши лирические поэты Хасрат и Шай - лендра).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Настоящий друг

Записки начальника цеха