На картине - группа юношей и девушек. Они только что сошли с парохода на глухой берег большой реки. Рюкзаки еще не сброшены на землю. И вот стихийно возникает митинг. Кто - то забрался на прибрежный камень и, рассекая рукой воздух, бросает пламенные призывные слова...
«Митинг строителей города юности» - так называется эта картина. Написал ее художник из Комсомольска - на - Амуре Георгий Цивилев.
Полотно посвящено событию, которое происходило двадцать с лишним лет назад. Но художнику не понадобилось долю рыться в архивах, изучать документы, разыскивать фотографии, собирать воспоминания очевидцев. Он сам был участником этого митинга первых строителей Комсомольска.
К тому времени восемнадцатилетний Георгий Цивилев объездил уже полстраны. Он был сыном старого строителя, который работал на многих новостройках. Когда в газетах появились сообщения о закладке нового города в приамурской - тайге, семья Цивилевых поехала на Дальний Восток.
Георгий оказался на первом пароходе, вышедшем из Хабаровска с комсомольцами - строителями на борту. Пароход назывался «Колумб», и его пассажиры в самом деле чувствовали себя первооткрывателями новых земель. Комсомольцев не смущало то, что пароход был старый, колесный, с неуклюжей, нещадно дымившей трубой.
Через несколько дней «Колумб», пыхтя я поскрипывая, пристал к берегу. Был митинг, были крики «ура». И сразу после митинга тут же, на берегу, за какие - нибудь полтора часа вырос палаточный городок. Селились по принципу землячества и вывешивали на палатках таблички: «Москва», «Ленинград», «Одесса», «Краснодар», «Иркутск», «Архангельск». Был тут и «Рыбинск», где стал жить Георгий Цивилев и его земляки. Забежим вперед и скажем, что пятиэтажный дом со всеми удобствами, в котором живет нынче в Комсомольске Георгий Александрович Цивилев, стоит примерно в двухстах шагах от того места, где была разбита палата с табличкой «Рыбинск».
Георгий стал бригадиром слесарей - монтажников. Дела слесарям хватало, и их бригадир, спавший в сутки не больше четырех часов, забыл даже, что держал когда - то в руке кисть. Его бригада смонтировала движок, который зажег первые электрические лампочки Комсомольска, потом собрала насос, подавший воду на строительную площадку.
Решили комсомольцы выпустить и первую стенную газету. Оформлял ее Георгий Цивилев. Газета пользовалась успехам. А вскоре каменщик Гуменюк поставил рекорд на кладке жилого дома, и постройком постановил вывесить на видном месте его портрет. Цивилев нарисовал знатного каменщика.
Вскоре рядом с портретом Гуменюка появились изображения отличившихся бетонщиков, монтажников, кровельщиков. В короткий срок Цивилев создал целую галерею портретов лучших людей строительства.
Так в Комсомольске - на - Амуре появился первый художник.
В годы войны Цивилев руководил бригадой художников, рисовавших «Окна ТАСС». Цивилев расписывал стены и потолки Дворца культуры, построенного в Комсомольске - на - Амуре, а для краеведческого музея в Хабаровске создал серию рисунков, явившихся как бы художественной летописью Комсомольска.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.