Пятилетка, молодежь, писатель

опубликовано в номере №1178, июнь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Член ЦК КПСС, первый секретарь правления Союза писателей СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Георгий Мокеевич Марков отвечает на вопросы журнала «Смена»

– Весь советский народ энергично трудится над претворением в жизнь решений XXV съезда партии. Десятая пятилетка, как и ее предшественница, стала кровным делом советских писателей. «Пятилетка, молодежь, писатель» – таков девиз этого номера «Смены», выпускаемого в канун VI съезда писателей СССР. Взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение этих общественных категории в единой, если можно так выразиться, службе партии, коммунизму – ваши размышления по этому поводу, Георгий Мокеевич?

– Давайте в таком случае мысленно вернемся к тем дням, когда проходил XXV съезд... Значение его для страны, для нашего народа поистине велико, и мы еще не раз будем к нему возвращаться, чтобы многое и прочувствовать заново и еще глубже осмыслить.

Пятилетка, которую мы завершили в прошлом году, оценивается съездом нашей партии как пятилетка наивысших достижений за всю историю развития Советского государства. Это была пятилетка укрепления экономической, оборонной и политической мощи страны. Мы теперь, оставив позади США, вышли на первое место в мире по добыче нефти, угля, руды, по производству стали, цемента, минеральных удобрений. Если хорошенько вдуматься, что за этим скрыто, увидим, что речь идет не только о количественных данных, что за этими достижениями стоят колоссальные качественные изменения – и в структуре нашей экономики и в психологии общества. Наш общий труд сделал нас не только более сильными и могучими – мы стали богаче духовно... Так есть: скупые цифры наших отчетов реально воплощают в себе такие понятия, как светлое будущее, народное счастье.

Естественно, что наши достижения были бы немыслимы без широкого участия молодежи с ее нерастраченной силой, с юношеским пылом, с тем самым огоньком, который и во времена моей молодости недаром называли комсомольским. Помните, что сказал в Отчетном докладе Леонид Ильич Брежнев? «Трудовая слава комсомола – это прочно завоеванная им позиция». Оценка по-отечески строгая и по-отечески добрая!

Литература и искусство получили на съезде тоже высокую, можно сказать, высшую оценку нашей партии – такой до сих пор мы еще не получали. Это значит, что от съезда к съезду, изживая недостатки, мы шли по верному пути... Однако не о заслугах нашей литературы хотелось бы сегодня поразмышлять – больше о задачах. Нынче самая главная из них – стать пламенными пропагандистами документов XXV съезда. Ведь никто так образно, как писатели, не сможет донести суть этих материалов до сознания широчайших масс, сделать так, чтобы они нашли отклик в каждой душе, в каждом сердце. И особая забота в связи с этим – о молодежи. Если бы каждый наш взрослеющий юноша, каждая девушка нашли в жизни то самое место – свое единственное, если бы каждый из них почувствовал себя обязательным, необходимым участником всенародного дела, тогда мы, писатели, с полным правом сказали бы: мы сделали все, что могли.

– Молодежь очень внимательно прислушивается к голосу любимых писателей. Николай Островский, к примеру, до сих пор ведет за собой новые и новые поколения комсомольцев. Он вечно живой комсорг. Какова, на ваш взгляд, роль писателя в мобилизации молодежи на новые трудовые свершения, какова его роль в новой, десятой пятилетке и в деле воспитания молодежи?

– Я думаю, что к имени Николая Островского с полным на то основанием можно было бы добавить и другие имена, другие книги... А «Молодая гвардия» Фадеева? А «Повесть о настоящем человеке» Полевого? Их влияние на молодежь трудно переоценить. И, когда вспоминаешь о них в этой связи, невольно задумываешься о той мере ответственности, которая лежит на сегодняшних авторах. Зреет сознание нашей молодежи, растут ее духовные запросы, расширяется кругозор... Всегда ли поспевает за этим процессом писательское перо? Не отстает ли? Сегодня, после XXV съезда, мы должны крепко, как никогда, над этим подумать. Потому что задачи наши велики. Здесь и воспитание любви к Родине прежде всего. И разговор о месте в общественной жизни, о том вкладе, который ты вносишь в общее дело – разговор столь же важный, как и первый, потому что какой же ты патриот, если бездельник?.. Проблема культуры нашей молодежи. Проблема этического и эстетического ее воспитания. Борьба с проявлениями «вещной» болезни, с проявлениями чуждых нам нравов. Все это наше кровное писательское дело, и диапазон его огромен – от митинговой громогласности до сердечного разговора вполголоса.

Недавно мы проводили расширенный секретариат правления Союза писателей по итогам партийного съезда, и там прозвучала такая мысль: есть сфера человеческой жизни, связанная с нравственными исканиями, которую нельзя или не стоит выносить на общее собрание, а можно и должно писателю разговаривать о ней с полной откровенностью со своим читателем, оставшись один на один, вечером, за книжкой... Нет дела важнее, чем вечерняя эта сокровенная беседа с читателем, и для писателя с именем и для молодого...

– Комсомол и писательскую организацию страны связывает давняя и прочная дружба. Каковы, по-вашему, итоги этих товарищеских отношений? Каковы перспективы?

– Должен сказать, что дружба эта, по-моему, еще и очень плодотворна, и тут в самом деле наблюдается процесс и взаимного влияния и взаимного духовного обогащения. Побывав на БАМе, на КамАЗе, на других ударных стройках, писатели старшего поколения как бы молодеют. А молодые участники наших совместных совещаний и семинаров, хотелось бы думать, становятся и мудрей и хоть чуточку опытней... Это очень большая и важная тема – дружба писательской организации с комсомолом и молодежью. Всесоюзные совещания и зональные семинары. Совместные издания, такие, как многотомная библиотека «Молодая проза Сибири», а теперь еще и «Молодая проза Нечерноземья». А вспомните о поездках наших молодых писателей к Михаилу Александровичу Шолохову.

Должен сказать, что дружба эта приобретает масштаб и влияние международное. В скором времени мы должны совместно провести совещание молодых писателей социалистических стран, а чуть позже – совещание молодых писателей Азии и Африки. О том, что дает эта дружба молодежи, пусть скажут руководители нашего комсомола. А что касается нас, то что ж: комсомол очень крепко помогает нам растить достойную литературную смену.

– Безусловно, не все еще сделано в работе с молодыми, однако, пожалуй, можно заметить, что первые книжки, первые шаги начинающих окружены у нас серьезной заботой. Для начинающих проводятся совещания по зонам, всесоюзные, для них работают и семинары и проводятся многие другие мероприятия. И проблема первой книжки если не решена полностью, то, во всяком случае, успешно решается...

Но вот первые успехи позади. Теперь молодому писателю предстоит задача более трудная: утвердить себя в литературе, доказать и самому себе и всему, как говорится, миру, что первая его удача не случайна. Здесь поджидают его и разочарования и сомнения, и он как никто, может быть, другой нуждается и в ободряющем слове мастера и в пристальном внимании доброжелательной критики. Все это помогло бы молодому писателю лучше разобраться и в себе самом и в том, что выходит из-под его пера. Однако эти писатели – вчерашние молодые – зачастую лишены внимания... Есть словно какая-то зона, в которую попадает литератор, в силу возраста уже отошедший от начинающих, но еще не достигший творческой зрелости. Зону эту преодолевают не все, и в какой-то мере это естественно. Но, может быть, стоило бы подумать о форме работы с такими писателями – взять, предположим, да собрать участников IV совещания молодых литераторов, чтобы дать им возможность и поглядеть друг на друга, и поделиться наболевшим, и подвести некоторый итог?

– Позволю себе снова вернуться к словам Леонида Ильича Брежнева, сказанным на XXV съезде. Помните? Талант – редкость, и талантливое произведение – это национальное достояние. Отсюда, видимо, и должны мы исходить. Если в самом деле подобное совещание – или другая какая форма, которую еще предстоит найти, – позволит вчерашним молодым обрести веру в себя, крепче стать на: ноги, – нам стоит серьезно подумать над тем, чтобы провести такое совещание. Даже если конечным итогом его будет хотя бы одна по-настоящему хорошая книга – что ж, игра, как говорится, стоит свеч.

– Известна опасность ранней профессионализации, и работникам редакции это понятнее, чем многим другим. Бывает, присланная рукопись написана бойко, но автор не знает того, что мы называем окружающей реальностью, и сам он к тому же словно сторонний наблюдатель. И сейчас мы ждем, что доброжелательные слова, сказанные на съезде партии о производственной теме, вызовут к жизни новые произведения из самой рабочей гущи...

Бывает, однако, так, что человек, хорошо знающий и чувствующий производственную тему, далек от жизни литературной. Как помочь ему? На Высшие литературные курсы по самым разным причинам не все могут поступить. Может быть, имело бы смысл созывать иногда писателей, особенно периферийных, на какие-нибудь более краткосрочные курсы, чтобы они тоже могли и побеседовать с нашими ведущими мастерами и послушать хорошую лекцию о современном искусстве – просто подышать тем воздухом, которым время от времени необходимо дышать каждому, чтобы подзарядиться для дальнейшей плодотворной работы. Тогда мы сможем избежать другой опасности – опасности поздней профессионализации. Ведь, видимо, есть и такая опасность, ибо литература такой же сложный, требующий полной самоотдачи человеческих сил труд, как и все иные виды человеческой деятельности.

– Такую работу мы проводим, но стоит подумать о том, как ее улучшить. Давайте вместе с комсомолом, с нашими профсоюзами хорошенько подумаем.

Недавно на одном из пленумов правления мы как раз затрагивали подобную тему. И, кроме всего прочего, речь шла о том, чтобы поощрять творческую смелость молодых. Есть такая форма, как издательский договор, есть общественные фонды, которые должны содействовать развитию писательской инициативы. Тут приходится спросить себя: а часто ли мы: в этом смысле рискуем? Это действительно тот случай, когда можно сказать смело, что риск – благородное дело. Пусть мы в чем-то или в ком-то ошибемся, без этого, пожалуй, не бывает. И все же мы должны рисковать, должны воспитывать нашу молодую смену на волне творческой инициативы, творческой, я бы сказал, храбрости... Без этого мы не сделаем нашу молодую литературу по-настоящему интересной.

– Ваше творчество неразрывно связано с Сибирью, и можно предположить, что к молодым писателям-сибирякам вы относитесь с наибольшим интере-

сом. Несколько лет назад имена Валентина Распутина, Вячеслава Шугаева, Виктора Потанина, Гария Немченко, Аскольда Якубовского были открытием, а сегодня это зрелые, с уверенной рукой и своим почерком писатели, без которых трудно себе представить сегодняшнюю нашу прозу. Что нового, на ваш взгляд, принесли они в литературу? Что является определяющим не только в их творчестве, но и в творчестве тех молодых, кто идет вслед за ними и чьи имена узнали мы только сегодня? Чего, к примеру, недостает молодым писателям?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены